Домой / ТЕХНИКА / ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го!

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.

На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Источник

0
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Рекомендуем также:

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Самый быстрый самолет в мире
2014 Гиперзвуковой самолет X-43A является самым быстрым самолётом в мире. Аппарат X-43A недавно установил новый рекорд скорости — 11230 км/час, тем самым превысив скорость звука в 9,6 раза. Для ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Самый большой самолет в мире
Самый большой самолёт в мире — украинский Ан-225 «Мрiя» на момент создания не имел конкурентов по габаритам и до сих пор является крупнейшим в мире, хотя уже и ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Необычные велосипеды. Часть 17
Предыдущая часть
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● КИТАЕЦ СДЕЛАЛ РЕСТОРАН ИЗ СПИСАННОГО BOEING 737
В китайском городе Ухань, провинция Хубэй, работает очень необычный ресторан Lily Airways. Жителям и гостям города предлагается отужинать в списанном Boeing 737 Индонезийских авиалиний, который владелец превратил в ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Необычные велосипеды. Часть 26
Предыдущая часть
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Тарантас, колымага, бричка, рыдван
Каждую весну из гаражей автолюбители выгоняют свои детища для поездок на дачу, в лес и на рыбалку всем семейством. Многие представители автопрома больше похожи на "ведро с болтами", ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Кабины дальнобойщиков
Работа дальнобойщиком – это еще и образ жизни. Когда множество часов приходится проводить в кабине, невозможно не обустроить ее на свой вкус. Как выглядят «дома» таких водителей? Ну точно ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Поезд-призрак из Италии
14 июля 1911 года с римского железнодорожного вокзала в «круиз», устроенный фирмой «Санетти» для богатых итальянцев, вышел прогулочный поезд. 106 пассажиров рассматривали достопримечательности, окружавшие новый участок дороги. Поезд ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Гигантский самосвал БелАЗ-75710
2014 Высотой 8,1 метра, шириной 9,8 метра и длиной 20,5 метра.  Первый карьерный самосвал появился в 1931 году: от обычных грузовиков его отличали лучшая проходимость, кузов-ковш с защитным козырьком над ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Самая дорогостоящая и креативная «маршрутка» в мире
2015 И как думаете, где же она будет? Конечно же в Объеденных Арабских Эмиратах. Это очередная необычная покупка шейхов. Для автобуса построили даже дополнительную трассу Абу-Даби – Дубай со ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Девушки и мотоциклы. Часть 5
Предыдущая часть
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Летающий байк — уже реальность
Компания Aerofex провела испытания «летающего» мотоцикла, чем-то напоминающего Спидер из фантастической саги «Звездные войны». В отличие от киношного аналога, устройство не использует антигравитационной технологии – вместо этого создатели ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Удивительные факты о такси
Что же мы знаем про такси, кроме того, что это услуга, которая доставит нас в любую другую точку города или страны? Первые такси-колесницы существовали ещё в Древнем Риме. На ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Необычные велосипеды. Часть 10
eROCKIT – гибридный велосипед Велосипедист-энтузиаст житель Берлина Штефан Гулас (Stefan Gulas) изобрел гибридный велосипед eROCKIT, который объединяет в себе спортивные преимущества мотоцикла и экологичность велосипеда. Велосипед-мотоцикл eROCKIT способен передвигаться со ...
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
● Отец летающих исполинов
8 июля 1838 года родился граф Фердинанд фон Цеппелин — немецкий конструктор и военный деятель, строитель первых дирижаблей. Впервые граф Цеппелин увидел аэростат в 1863 году в Америке, находясь ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

МЕНЮ