Музыкант Алексей Соболев живет в Санкт-Петербурге и на протяжении восьми лет записывает музыку на виниловых пластинках.
Когда-то он работал диджеем в ночных клубах и играл преимущественно на пластинках. Но потом понял, что музыкального материала не хватает, винил в дефиците и стоит очень дорого. Тогда и родилась мысль о приобретении оборудования для записи пластинок. В Швейцарии он заказал маленький любительский станок, с которого все и началось.
«Я ничего не умел и не знал, помочь было некому, единственным источником информации на тот момент были советские книги, из которых я черпал знания. Оборудование, которое я получил, было любительским. Я был вынужден его дорабатывать, усовершенствовать, чтобы снизить стоимость пластинок и увеличить время записи на них», — вспоминает мастер.
Он изучил машиностроение и 3D-моделирование и теперь делает станки самостоятельно. Появилось много знакомых и друзей за границей, которые имеют профессиональные студии и мастерские по ремонту и изготовлению подобного оборудования.
В России, по его словам, таких штучных производств нет и вряд ли скоро появятся.
«Процесс создания виниловой пластинки можно поделить на две части: это звукорежиссура, в которую входит подготовка материала к записи, и процесс резки — нанесение дорожек на виниловую пластинку. Я не пишу музыку, не записываю вокалистов и не приглашаю коллективы для записи, я использую материалы, которые присылают клиенты. Поэтому мою студию не стоит сравнивать с классической студией звукозаписи, это скорее любительский цех», — рассказывает Алексей.
Он не отрицает, что качество звучания его пластинок уступает заводской штамповке. Для записи в домашних условиях мастер берет французские готовые виниловые болванки, а на специализированных промышленных заводах используют лаковый мастер-диск, который считается эталоном качества. Диск мягкий, с него делают металлическую копию, и уже ею штампуют пластинки. Один пресс делает 120 штук в час, а Алексей за это время записывает одну.
К Алексею обращаются участники фан-клубов, музыканты или коллекционеры, просто любители слушать музыку на виниле. Просят иногда записать не только пластинку с избранными композициями, но и любимые стихи и даже поздравления близким.
«Мое направление — это эксклюзив, маленькие тиражи от одной до 50 штук. Если люди хотят больше, то я отправляю их на завод, где винил штампуют в промышленных масштабах», — поясняет он.
Соболев уверен, что у винила много плюсов, и самый важный — это звук. Он считается живым, «его словно можно потрогать руками». «А чего стоит обложка для пластинки! Это как книга, с которой коллекционеры сдувают пылинки», — говорит Соболев.