Забытые технологии Древнего Рима

Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей,

Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей, на протяжении веков держа под контролем все Средиземноморье. Великие ученые и мудрые философы, непобедимые полководцы и железные легионы, легендарные политики и непревзойденные ораторы, искусные зодчие и опытные инженеры, честь и слава, триумф и лавровый венок — все это Вечный Город.

Падение Римской Империи в 468 году, без преувеличения, на долгое время повергло Европу в хаос и отбросило развитие человечества на сотни лет назад. Многие технологии, использовавшиеся в эпоху империи, были забыты на долгие годы.

Конечно, у римлян не было компьютеров и летательных аппаратов. Но людям пришлось идти века или даже тысячелетия, чтобы в некоторых отраслях вновь достичь того уровня, который однажды уже был достигнут.

Количество и качество потерянных или забытых технологий и последовавший за этим провал в развитии цивилизации настолько поражает, что начинаешь задумываться о том, как бы сложилась история, если бы Рим устоял. Возможно, мы бы жили в намного более технологичном и развитом мире. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения, и нам остается лишь удивляться умению римлян и фантазировать, каких высот успел бы достичь человек, если бы все его открытия вовремя и эффективно использовались и не забывались.

Стекло

Хотя технология изготовления стекла была известна человеку еще с древнейших времен (самые старые стеклянные украшения, найденные на раскопках в Египте, датируются 5 тысячелетием до н.э.), именно ромеи смогли развить изготовление стеклянной утвари до небывало высокого уровня. Римские мастера научились выдувать стеклянные предметы, придавая им желаемые формы, делать прозрачные стекла и мозаику.

Портландская ваза — одно из выдающихся произведений античных стеклодувов, которое сохранилось до наших дней

После распада Римской Империи количество и качество изготавливаемого в Европе стекла резко упало. Местные стеклодувы могли изготавливать только самые элементарные предметы. Лишь только византийские мастера сохранили и передавали из поколения в поколение тайны стекольного дела. Прошли сотни лет, прежде чем мастерство изготовления стекла не возродилось неподалеку от Венеции в 13 веке.

Дороги и мосты

Главной целью всех дорог в Римской Империи являлась быстрая переброска войск на далекие расстояния, а так же контроль территорий. На втором месте по важности стояла почтовая служба, а затем торговля. Обычно дороги прокладывались от одного поселения к другому, однако крупные дороги (по-современному магистрали) могли соединяться между собой дорогами поменьше (по-современному проселочными).

Римская дорога на территории современного Алжира. Являлась частью пути, протяженностью 3400 км вдоль Африканского побережья от современного Алжира к берегам Нила

Перед закладыванием нового пути инженеры тщательно проверяли все параметры и затем рабочие очищали путь от деревьев и растений и подводили материал для строительства (. Заранее отмечались требующие расширения сложные места дороги, где едущие навстречу караваны могли столкнуться друг с другом. Примечательно, что римские дороги обладали выпуклой формой, позволяя дождевой воде стекать к краям в специально вырытые углубления.

Одна из римских дорог в городе Помпеи. Между прочим, ей уже почти 20 веков

Через реки прокладывались каменные мосты или реже деревянные моста, на развилках устанавливались указатели, а через каждые 15 километров путешественника ждала станция с ночлегом и сменными лошадьми. Удивительно, но в горных районах можно встретить даже туннели в породе, сделанные римскими мастерами для беспрепятственного продолжения дороги.

Каменный мост в испанской Алькантаре (провинция Касерес) — один из шедевров античной инженерии. Построен в начале 2 века нашей эры при императоре Траяне

Чтобы лучше понять систему римских дорог, достаточно вспомнить поговорку «Все дороги ведут в Рим». Действительно, так называемый «нулевой километр» для всех дорог империи начинался в Вечном городе. А любой путешественник мог добраться до столицы из любого места следуя простому правилу: на встретившейся развилке выбирать самую широкую дорогу.

Бетон

В Древнем Риме бетон заливался в полости несущих конструкций. Именно благодаря широкому использованию бетона многие римские постройки сохранились до наших дней. А еще римляне массово использовали комбинацию бетона и металлических усилений, добиваясь большой устойчивости зданий, так что они могли без проблем выдерживают сильное землетрясение.

При строительстве римского Колизея широко использовался бетон в качестве скрепляющего средства. Как видно, римские инженеры знали свое дело — величайший памятник античной архитектуры простоял почти 2000 лет

После падения Римской Империи в 5 веке нашей эры технологии изготовления бетона были утеряны. Заново открыть для себя изготовление бетона европейцы смогли только через тысячу лет.

Хирургия

«Война — лучшая школа для хирурга» — сказал как-то знаменитый греческий врач Гиппократ, и был по своему прав. Римляне вели множество войн, и врачи, равно как и школа врачевания у них были одними из лучших в мире. И пусть даже множество знаний римские врачи почерпнули у своих греческих коллег и из египетских источников, их труд по систематизации и практическому применению этих знаний нельзя недооценивать.

Римские хирургические инструменты, обнаруженные в городе Помпеи

О том, что хирургия и врачевание в Риме находились на высоком уровне, свидетельствуют находке в городе Помпеи (город был погребен под слоем пепла 24 августа 79 года н.э. и сохранился в законсервированном виде до наших дней, являясь уникальным наследием античной эпохи). В частности, были обнаружены около 40 хирургических инструментов, причем многие из них имели два конца для более удобной работы. Примечательно, что в наши дни хирурги пользуются инструментами похожей формы.

Наиболее известным среди римских докторов, безусловно, являлся Галлен, труды которого оставались актуальными на протяжении 15 веков после его смерти!

С наступлением Темных веков и Средневековья для хирургии и врачевания наступают плачевные времена: церковь запрещает проводить любые хирургические операции, обвиняя врачей в ереси. Возрождение хирургии начинается лишь в 14 веке.

Гигиена

Гигиене римляне уделяли особое внимание. Известно, что в поздней Римской Империи во всех крупных городах были построены публичные бани, на наиболее оживленных улицах стояли общественные туалеты. А еще Рим славился гигантской канализационной системой, которая называлась Cloaca Maxima (переводится как «Большая клоака»). Cloaca Maxima представляла собой большой туннель 3х4 метра, к которому тянулись десятки стоков от общественных бань, туалетов и домов горожан.

Разумеется, не всем жителям империи были доступны блага цивилизации, а некоторым и вовсе приходилось жить около сливных стоков от городских канализаций, но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось во времена Средневековья, когда какая-либо санитария практически отсутствовала. Первые канализации в городах Европы начали появляться лишь спустя тысячелетие, причем часто за основу использовались системы, оставшиеся еще со времен римлян.

Это интересно: римляне считали, что у Cloaca Maxima есть своя богиня, которую зовут Клоакия. Большая Клоака и по нынешний день исправно функционирует и отводит с улиц Рима дождевую воду.

И, конечно, нельзя обойти вниманием знаменитые римские акведуки. При их постройке инженерам удавалось достигать чрезвычайной точности, за счет чего эффективность прохождения воды по акведукам была максимальной. К сожалению, весь опыт постройки данных технических сооружений был утерян в Темные века. Как же люди доставляли воду в города во времена Средневековья? Все очень просто — рыли колодцы.

Римский акведук в Каталонии, Испания

Технологичность римских акведуков была настолько высокой, что они не устарели даже спустя полторы тысячи лет, когда Европу снова охватил бум доставки воды в города с помощью акведуков.

Механизмы

Самыми знаменитыми римскими механизмами являлись строительные краны. Идея использовать краны была не нова, и с их помощью часто возводили постройки в древней Греции (в особенности можно выделить инженерные решения Архимеда) и на востоке. Однако римляне, позаимствовав конструкцию, смогли ее улучшить и с помощью технических инноваций достигли грузоподъемности в 7,5 тонн на один кран.

Во времена первого века нашей эры вдоль рек стояли водяные мельницы, освобождая работников от тяжкого труда по помолу зерна, а вдоль побережья стояли маяки, свет которых был виден за несколько десятков километров благодаря хитрой системе вогнутых зеркал.

Отдельных слов заслуживают многочисленные военные орудия: баллисты, онагры, катапульты и т.д. В этом вопросе римская военная инженерия потрудилась на славу. Как это часто бывало, взяв за основу военную технику эллинов, римляне постепенно совершенствовали ее и придумывали все новые разновидности осадных машин для различных типов боя: осады, обороны, прямого столкновения и т.п. Пожалуй, до появления пороховых орудий, римская армия являлась наиболее механизированной за всю историю.

О том, что машиностроение, в том числе и военное, на долгое время пришло в упадок после краха Рима, свидетельствует то, что почти все археологические находки механизмов относятся самое крайнее к 5 веку нашей эры. До 1200 года только лишь Византия и в какой-то мере страны востока поддерживала создание механизмов для гражданских и военных нужд. Лишь в 13 веке в Европе начинается эпоха возрождения машиностроения, которое работало первоначально в основном на нужды армии.

А еще многие историки всерьез полагают, что римляне были способны создать паровой двигатель. По крайней мере, у них были необходимые технологии для получения необходимых деталей, а возможность использования пара была им известна еще от древних греков, которые экспериментировали с созданием простых игрушек, движущие части которых приводились в движение силой пара. К сожалению, никто не рассматривал их как нечто, способное заменить практически бесплатный ручной труд рабов. Хотя, кто знает, не появилась бы паровая машина на тысячу с лишним лет раньше, если бы Римская Империя не пала под натиском варваров?

***

Перечисленные в данной статье технологии — далеко не все изобретения римлян. Множество мелких бытовых изобретений, таких как разные формы ботинок для левой и правой ноги, зонтики от дождя и солнца, ножницы, носки и другие полезные вещицы помогали жителям империи каждый день справляться с бытовыми хлопотами и удивляли гостей из дальних земель. Какую-то часть знаний удалось сохранить и приумножить Византии, однако многие технологии человечеству пришлось постигать заново.

Источник

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета