Велосипед и эмансипация

История освоения велосипеда прекрасной половиной человечества неразрывно связана с ее, половины, борьбой – нет, не за равенство даже

6

История освоения велосипеда прекрасной половиной человечества неразрывно связана с ее, половины, борьбой – нет, не за равенство даже, а просто за право носить удобную одежду…

До того, как в середине века появился кринолин – гибкий каркас из стальных прутов, надеваемый под платье для создания модного тогда силуэта, – женщинам приходилось носить до восьми нижних юбок. И даже после изобретения кринолина суммарный вес дамского костюма мог достигать семнадцати килограммов!

В 1851 году в Нью-Йорке Амалия Блумер, борец за права женщин, появилась на людях в юбке до колен и мешковатых штанах, сшитых наподобие шаровар.

На самом деле, их изобрела другая свободомыслящая дама, Элизабет Смит-Миллер, но в историю штаны вошли как блумеры.

Тогда революции в моде не получилось (причины тому называются разные), и женщины продолжали носить длинные юбки. Неизвестно, как долго бы это продолжалось, не появись в их жизни такой удачный повод – велосипед.

Вначале, в прочим, модели были совсем уж неподходящими для хрупких дам в корсетах – вспомним «пауков» с огромным передним колесом.

Появившиеся затем трициклы были гораздо удобнее; мы с вами видели женский трицикл на велосипедном шоу.

А вот «супружеский» вариант, который любил, в частности, Конан Дойл.

С изобретением «безопасной» модели – привычные нам сегодня два колеса одинакового диаметра и рама – женщины принялись осваивать и ее.

Позировать с велосипедом в длинном платье, естественно, гораздо проще, чем ездить на нем в таком виде. Рискованность подобного активного отдыха наглядно демонстрирует австралийская карикатура 1906 года.

Любимый, я еду к тебе!

Еще одна карикатура, посвященная травмоопасности катания на велосипеде.

О дорогой, это так неожиданно!

В 1894 году некая миссис Джордж Д. Джонстон рассказывала о собственном печальном опыте в американском журнале Ladies’ Standard Magazine: «Прошлым летом мы с друзьями катались на велосипедах в очень ветреную погоду. Моя юбка намоталась на педаль, и я упала. Из-за высокой скорости падение было таким сильным, что я сломала руку и слегла на шесть недель. После этого я решила, что никогда больше не буду ездить в юбке, и, если рука все-таки заживет, стану носить блумеры».

Эскиз велосипедного костюма.

К статье миссис Джонстон приложила свои эскизы универсального костюма, который объединял бы удобство штанов и женственность платья.

Юбка была устроена таким образом, что можно было закрепить ее вокруг ног, и получалось нечто вроде шаровар. Покатавшись, юбку можно было вернуть в прежнее положение, дабы не оскорблять своим видом взоры окружающих.

Отношение к велоштанам в обществе было двойственным. С одной стороны, существовало популярное мнение, что дама, надевающая несвойственную ее полу одежду, неизбежно приобретает мужские черты – такие как влечение к женщинам.

С другой же стороны, со второй половины 19 века усилиями суфражисток начал формироваться образ «новой женщины», и постепенно все больше представительниц слабого пола стремились ему соответствовать. Труднее всегда приходится первым, последующие идут по относительно расчищенной дороге.

Женщины начинают вести более активный образ жизни – в частности, осваивают спорт, и не только велосипед, но и теннис, и греблю. Разумеется, занятия спортом почти всегда требуют разумной одежды. Именно так стал называться стиль передовой женщины тех лет – rational dress.

Любопытным фактом для меня была история австралийской супружеской четы Мэддок. Эти любители экстремального спорта совершили велосипедные путешествия из Сиднея в Мельбурн (800 с лишним километров) и Брисбен (порядка тысячи километров). На фотографии, сделанной в 80-е годы 19 века, оба с серьезным видом восседают на велосипедах, причем на даме надета юбка и кокетливая шляпка.

Неизвестно, в таком ли виде она совершала эти невероятные путешествия, – в любом случае, даже сегодня далеко не всякий проделает такой путь, несмотря на наличие исключительно удобной спортивной формы.

Австралийский взгляд на проблему женщин в штанах отражен в иллюстрациях из периодической печати того времени, и он также неоднозначен. Вот например, фрагмент карикатуры, появившейся 1 апреля 1896 года в Illustrated Australian news:

Рисунок был озаглавлен «Культ современной девушки» и сопровождался целой поэмой в восьми четверостишиях, прочесть которую, увы, не позволяет качество фотографии.

При этом автор следующего рисунка из этого же издания явно не глумится, называя его «Практичное платье». Наоборот – вполне себе образ энергичной современной леди.

Характер этой иллюстрации (1894 год) я разгадать трудно. Дама в блумерах с явным недоумением смотрит на велосипедисток, щеголяющих во «французских» костюмах, явно далеких от скромности: на одной из девушек вообще надеты чуть ли не жокейские джодпуры (обтягивающие штаны для верховой езды). Что хотел сказать автор? Реклама это или насмешка?

Неодобрительное отношение общества к эмансипированным «всадницам» в 19 веке не сводилось только лишь к порицанию «извращенной» одежды. Для многих – главным образом, для мужчин – велосипед стал символом пугающей женской свободы. Даже облаченная в длинную юбку, жена (реальная или потенциальная) теперь могла легко выбраться за пределы дома и отправиться куда угодно (читай: в объятия любовников).

Для самих этих жен и невест «железный скакун» стал первым шагом к равноправию.

Внешний вид австралийских дам не оставляет сомнений в их взглядах на жизнь: костюмы такого типа, не сшитые на заказ, а купленные готовыми (tailor-made suit), – простого покроя, из плотных и немарких тканей – были, как и велосипед, признаком «новой женщины»: активной, стремящейся к знаниям и обладающей правом голоса.

Источник

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета