Домой / КИНО / Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
SHEIN Many GEO's

Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики

Не хочется обижать голливудских специалистов по части спецэффектов, но у нас сложилось впечатление, что с развитием цифровых технологий изобретательности у них значительно поубавилось. В каждом блокбастере найдётся, по крайней мере, одна сцена, которая кажется позаимствованной из компьютерных игр. Поэтому, может, стоит остановиться и отдать должное создателям тех головокружительных трюков, которые были сделаны по старинке – с каскадёрами, моделями и фантазией, граничащей с безумием.

1. «Тёмный рыцарь» – сцена погони

«Тёмный рыцарь» – сцена погони

Это та самая погоня, в которой закончили свои дни бэтмобиль, полуприцеп Джокера, самосвал, полицейские машины без счёта, и ещё куча автомобилей, которых угораздило оказаться «не в том месте». И эпизод, надо сказать, удался на славу. А Бэтмен на мотоцикле вообще должен получать Оскара каждый год своего выхода.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 2

Два момента этой погони заслуживают особого внимания. Кажется, что они просто не могли быть сделаны без помощи компьютерной графики, если, конечно, не задумывались как эффектное самоубийство каскадёров.

Первый эпизод – когда бэтмобиль только появляется, набирает скорость…

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 3

…и наносит мусоровозу удар, который у боксёров зовется апперкотом.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 4

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 5

Что не очень сложно устроить при помощи современных цифровых технологий. Однако, режиссёр фильма Кристофер Нолан предпочитает не связываться с компьютерной графикой, если есть хоть малейшая возможность обойтись без неё. Вот и в этой сцене он обошёлся моделью бэтмобиля и абсолютно настоящим мусоровозом. Обе машины снабдили радиоуправляемыми устройствами и буквально «влепили» друг в друга на одной из улиц на окраине Чикаго. А результат мы видели на экране.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 6

И развороты бэтмобиля на 180°, кстати говоря, тоже сделаны при помощи радиоуправляемой модели — то есть по-настоящему.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 7

Второй момент ещё зрелищней – когда 18-колёсный полуприцеп Джокера делает умопомрачительный «кувырок через голову». Если и это была бы модель, то весьма правдоподобная. Но и это было реально.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 8

Для этого трюка была разработана уникальная технология. Чтобы поднять такую махину в воздух, команда специалистов по спецэффектам изобрела механизм, выпускающий мощную струю пара.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 9

Что наверняка пришлось бы по душе многим любителям навороченных автомобилей.

После того, как эта проблема была решена, возникла следующая: как проделать этот головокружительный трюк прямо в самом сердце банковского района Нью-Йорка? И как, вы думаете, они выкрутились? Построили вокруг трейлера фальшивый город? Дорисовали его при помощи компьютерной графики? Ничего подобного! Они отправились в центр Чикаго, перекрыли улицу и перевернули свой полуприцеп. По-настоящему.

«Тёмный рыцарь» – сцена погони 10

Потому что Бэтмен поступил бы именно так, а компьютерная графика – это для ленивых.

2. «День независимости» – Огненная стена

«День независимости» – Огненная стена

Можете сколько угодно потешаться над сюжетными нестыковками этого фильма, но у его кассового успеха всё же была одна бесспорная причина: эпизод, в котором огненный шар медленно окутывает Нью-Йорк.

Это зрелище оправдало каждый цент, потраченный на билет. На этой сцене была построена и рекламная компания. Во всех рекламных роликах – огонь, прокладывающий себе дорогу между небоскрёбами Нью-Йорка. Многим этого было достаточно, чтобы провести ночь перед премьерой в очереди у кинотеатра.

«День независимости» – Огненная стена 2

И хотя после этой сцены можно было уже, в принципе, идти домой, но.. даже сегодня (а «День Независимости» — ведь это 1996 год) эта сцена кажется удивительно реалистичной, особенно по сравнению с откровенно пластмассово-цифровыми сценами в «2012» Роланда Эммериха, которые больше похожи просто на графику дорогой, качественной компьютерной игры.

«День независимости»

Разница, как вы уже догадались, в том, что сцена из «Дня независимости» сделана без компьютера. Это был самый настоящий огонь. Главной трудностью было заставить огонь двигаться в нужном направлении, «обтекать» здания по бокам. Огонь в обычных условиях не особенно охотно распространяется горизонтально, что, в большинстве случаев, совсем не плохо, но тут совсем другая ситуация. Тут мы имеем дело с инопланетным оружием, и огонь от него, стало быть, должен вести себя не так как наш, земной. По замыслу сценаристов, он должен сначала «вылиться» на город, а потом медленно «проползти» по нему, поглощая дома, улицы, кварталы…

Решение нашлось относительно простое.

«День независимости» 2

Что это вам напоминает? Это модель города, перевёрнутая на бок.

«День независимости» 3

Они назвали свой спец-эффект-трюк «смертельный дымоход». Делается это так: Ставим модель «на попа», приспосабливаем снизу пиротехнику, наверху укрепляем камеру. Затем устраиваем взрыв и снимаем, установив частоту кадров, в несколько раз выше стандартной. Вуаля! Просматривая результат на нормальной скорости, получаем ту самую, ужасающую, неостановимую огненную стену.

3. «Властелин колец: Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф

Трюки с разным ростом действующих лиц трилогии сделаны так виртуозно, что после 27 часов просмотра вы готовы поверить, что Элайджа Вуд и другие актёры, играющие хоббитов, и впрямь не больше метра ростом.

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 2

Такое зрелище собьёт с толку кого угодно. Но мы же живём в век компьютерной графики. Поэтому, какие могут быть проблемы? Щёлкнул мышью по актёру, велел компьютеру уменьшить его на 50% и все дела…

Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики

Хоббиты? Ерунда! Дайте мне шимпанзе, и за каких-нибудь 20 минут я сварганю вам Кинг Конга!

Но настоящее искусство так не делается. И потом, одно дело, когда разновеликие персонажи стоят рядом где-нибудь в поле. Но в разные моменты фильма мы видели, как Гэндальф обнимает крошечного Фродо, едет с ним в одной повозке и сидит за одним столом. Для того, чтобы всё это устроить, режиссёру и продюсеру Питеру Джексону пришлось выдумать огромное количество трюков – от простых до невероятно сложных. Иногда достаточно было надеть на ребёнка парик Фродо и снять со спины…

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 3

… или скомпоновать две отдельно снятые сцены, как делали раньше — комбинированными съемками (при помощи компьютера ессно, куда уж совсем без него) — соединить лицо Фродо с телом маленького дублёра. И всё-таки самые впечатляющие сцены были сделаны без компьютера. При помощи технологии, которая называется «форсированная перспектива» или хоббитизация.

Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики

Хитрость заключается в том, чтобы поместить актёров на разное расстояние от камеры, а потом снять их с такого угла, чтобы казалось, что они находятся рядом – один большой (тот что был ближе к камере), а другой маленький (тот что дальше). Задачка только кажется простой – актёрам ведь нужно ещё как-то взаимодействовать друг с другом, одновременно, и так, чтобы никто не догадался, что они находятся друг от друга на приличном расстоянии.

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 4

Возьмём самый простой пример – с повозкой Гэндальфа. В кино они сидят бок о бок, а на самом деле сиденье повозки состоит из двух частей. Та, на которой сидит Фродо, находится почти на полтора метра дальше от камеры чем та, на которой расположился Гэндальф. А стык мы не видим потому, что его заслоняет тело Яна МакКеллена (исполнитель роли Гэндальфа).

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 5

Проблема в том, что такая технология предполагает съёмку в строго определённом ракурсе, а, следовательно, и абсолютную неподвижность камеры. Как же тогда быть с теми кадрами, где камера движется? Значит, всё-таки компьютерная графика? Ничего подобного. В таких сценах как эта, за столом…

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 6

…актёры, на самом деле, сидели за разными столами: один человеческого размера, другой – хоббитовского…

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 7

…и когда камера перемещалась, всё, что попадало в кадр, тоже передвигалось таким образом, чтобы всё время сохранять иллюзию «общего стола».

«Властелин колец Братство Кольца» – маленький хоббит, большой Гэндальф 7

Так что МакКеллену приходилось, не выходя из образа Гэндальфа ездить на своём стуле по всей комнате.

4. «Дракула» Брэма Стокера – весь фильм

«Дракула» Брэма Стокера

Дело было в 1992 году, когда цифровые эффекты только-только вошли в моду, а «Парк юрского периода» и «Терминатор 2» только открыли новую эру в кино. Фрэнсис Форд Коппола взялся за экранизацию «Дракулы» Брэма Стокера, а Киану Ривз – за то, чтобы угробить каждую сцену, в которой был занят.

«Дракула» Брэма Стокера 2

Киностудия не жалела денег на то, чтобы получить на выходе стильную и сюрреалистичную картину. А поскольку мир кино в то время был буквально помешан на компьютерной графике, лучшие специалисты, какие только нашлись в этой области, были предоставлены в распоряжение Копполы. Последний, не долго думая, уволил всех компьютерщиков и нанял вместо них своего 29-летнего сына, Романа. Результат – никакой графики. Вы видите в точности то, что было снято. Вот, например, сцена, где Ривз едет в поезде. На экране это выглядело так:

«Дракула» Брэма Стокера 3

Взгляд Гэри Олдмэна, парящий в облаках за закрытым окном вагона. Чтобы получить такой кадр, они сняли движущийся пейзаж, потом спроектировали на него глаза, потом прокрутили всё это за окном Ривза, сидящего в вагоне. То, что вы видите – проекция проекции на проекцию. Но есть кое-что и еще похлеще:

«Дракула» Брэма Стокера 4

Обычно, такие штуки делаются просто: Отдельно снимается поезд, отдельно – книга, а потом всё это соединяет компьютер. Не в этом случае! Они сделали маленькую модель поезда и гигантскую – книги. И сняли их одновременно. Так что и тут всё настоящее.

5. «Вечное сияние чистого разума» – причудливые трансформации воспалённого воображения

«Вечное сияние чистого разума»

Сюжет этого фильма, в двух словах, таков: двое влюблённых после ссоры поочерёдно обращаются в фирму, которая предоставляет услуги по стиранию воспоминаний. По ходу дела герой (Джим Кэрри) передумывает удалять из памяти свою подругу (Кейт Уинслет). Но поздно. В конце концов, молодые люди знакомятся заново и начинают всё с чистого листа. Большая часть действия происходит в воспалённом мозгу героя Кэрри, и в то самое время, когда нерадивые техники вышеупомянутой фирмы стирают его воспоминания. Воспоминания скачут, как запись на поцарапанном CD, создавая вывихнутый, сюрреалистичный мир, где люди и то, что их окружает, то внезапно исчезают, то появляются неизвестно откуда и без всякой видимой причины.

Возьмём, например, сцену, где герой Кэрри, Джоэл, ссорится со своей подругой, которая в ярости удаляется в уборную, исчезает, материализуется на кухне, а затем, перед уходом, появляется у входной двери… И всё это в одном кадре! Или другой эпизод, где Джоэл входит… в себя и беседует там с доктором, который позже возьмётся стереть его память.

«Вечное сияние чистого разума» 2

На секунду камера отворачивается от Джоэла, и поворачивается к доктору…

«Вечное сияние чистого разума» 3

…и опять возвращается к Джоэлу, но это уже совсем другой Джоэл, из его же собственных воспоминаний.

«Вечное сияние чистого разума» 4

Конечно, эту задачку можно было решить, сделав для Кэрри компьютерного двойника. И, пожалуй, этот вариант устроил бы любого нормального режиссёра. Если только у него нет такого театрального опыта и такой страсти к естественности в кадре, как у Мишеля Гондри. Гондри поступил с актёрами так, как это принято в любом театре. Он заставил их бегать и переодеваться с невероятной скоростью.

Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики

Для той сцены, где Кейт-Клементина необъяснимым образом поочерёдно появляется то в одной, то в другой комнате, они сделали дополнительную дверь, ведущую из ванной в кухню. И Кейт надо было добежать до следующей точки раньше, чем до неё доедет камера.

Съемки кадров с раздвоением Кэрри были куда более мучительными. Когда камера отворачивалась от актёра на несколько секунд, ему надо было успеть поменять костюм, перебежать в другой конец комнаты и перевоплотиться в другого Джоэла. Им пришлось снимать столько дублей, что, в конце концов, смертельно уставшие Гондри и Кэрри разругались. Актёр утверждал, что режиссёр ставит перед ним задачу физически невыполнимую.

6. «Аполлон-13» – невесомость

«Аполлон-13» – невесомость

Как заставить артиста летать в кино знает любой ребёнок:

Шаг 1. Подвесить артиста на верёвках.

Шаг 2. Удалить верёвки из отснятого материала, что в наше компьютерное время проще простого.

Такчто решение задачки с невесомостью в фильме «Апполон 13», казалось делом до смешного лёгким. Или фокус с верёвками, или, на худой конец, сделать для этой сцены компьютерных актёров…

«Аполлон-13» – невесомость 2

Но тут вмешалось НАСА: «мы, мол, как-никак человеков на луну отправляли. Слышали? Да-да со Стенли, с Кубриком.. но сейчас не об этом. Мы знаем что делать! Нейтрализовать силу тяжести и дело с концом!». Для нейтрализации силы тяжести создателям фильма был выделен модифицированный самолет с ласковым прозвищем «Блевонтина». Эта машина KC-135, принадлежащая НАСА, была в своё время сделана как раз для того, чтобы преодолеть гравитацию, не особенно удаляясь от земли.

Происходит это следующим образом: самолёт резко набирает высоту, затем сбавляет мощность двигателей до минимума…

«Аполлон-13» – невесомость 2

В результате пассажиры на несколько минут оказываются в невесомости, точно такой же, какую испытывают космонавты на борту космического корабля.

«Аполлон-13» – невесомость 3

Обычно этот самолёт используется для тренировки космонавтов, но для команды «Аполлона-13» он превратился в съёмочную площадку.

7. «Побег из Нью-Йорка» – Компьютерная модель Нью-Йорка на мониторе самолета

«Побег из Нью-Йорка»

Фильм был снят в 1981 году, а его сюжет разворачивается в будущем 1997-м году, в постапокалиптическом Нью-Йорке, где Манхэттен превратился в изолированную зону для опасных преступников. В 80-х с компьютерной графикой было туго. А самолёт Курта Рассела кровь из носу надо было снабдить монитором с графическим изображением панорамы города.

«Побег из Нью-Йорка»

Ну залепушно, да… Но так выглядела компьютерная графика 80-х. Так что мастерам спецэффектов предстояло изобразить компьютерную графику без компьютерной графики.

«Побег из Нью-Йорка» 2

Выкрутились эти ребята с редким изяществом: им понадобилась старая, уже неоднократно использованная модель Нью-Йорка, рулон зелёной ленты и лампа чёрного света (которая практически не даёт видимого света, но совершенно незаменима, например, в криминалистике, где используется для обнаружения следов крови, мочи, спермы или слюны, при установлении подлинности банкнот и т.д.). Потом они покрасили модель в черный цвет, прикрепили ленту к миниатюрным зданиям, включили лампу и сняли итог своей работы на кинокамеру.

«Побег из Нью-Йорка» 3

Вот так вот на нескольких вышеописанных примерах можно посмотреть, на что готовы режиссеры и их команды для реалистичности, без использования современных технологий.

0
  • 2
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Рекомендуем также:

Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Неизвестные близнецы знаменитых актеров
Большинство из нас видели детскую комедию «Двое: я и моя тень». И помнится, тогда часто возникали разговоры о том, как круто бы было иметь брата или сестру близнеца. ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Как сейчас выглядят актеры популярных латиноамериканских сериалов прошлого
(2013) «Рабыня Изаура», «Дикая Роза», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Никто, кроме тебя», «Секрет Тропиканки» — думаю многие из вас помнят и даже смотрели эти мега популярные телесериалы 80-х ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Интересные факты о Шварценеггере
Во время съёмок фильма Геркулес в Нью-Йорке продюсер решил, что фамилия Шварценеггер плохо звучит и Арнольд был представлен в титрах, как Арнольд Стронг. Это был единственный фильм, в ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Интересные факты о фильме «Цыган»
Несколько интересных фактов: Фильм «Цыган» снят по одноименной повести Анатолия Калинина, написанной в период с 1960 по 1974 г.г., и впоследствии неоднократно им редактируемой (последняя редакция – 1992 ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Любимые фильмы детства — «Четыре танкиста и собака»
Недавно вспоминали название одно старой картины, и зашел разговор о фильмах нашего детства. В советские годы веселые основным местом дислокации детей были дворы, домой загнать нас было практически ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● «Приключения Электроника». История создания фильма
«Приключения Электроника» — один из самых популярных фильмов советского пространства, который раскрывал мечту любого школьника того времени. Этот фильм стал культовым и одинаково пользовался популярностью как у детей ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Интересное об индийском кино
В 2013 году Болливуд отметил 100-летие. Снятые его режиссерами фильмы, наполненные яркими красками, песнями и танцами, собирают у экранов телевизоров миллионы людей. Название киностудии появилось путем слияния двух ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● 10 малоизвестных фактов о кино
Для того, чтобы изобразить недостающий зуб у героя Эда Хелмса в фильме “Мальчишник в Вегасе”, не пришлось ничего придумывать. Дело в том, что у этого актёра один резец ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● «Привидение»: фильм, объединивший своих героев
Фильм «Привидение», вышедший на экраны в 1990 году, стал своего рода легендой и классикой кинематографа. Долгие годы поклонники восхищаются отличным сюжетом, гениальной постановкой Джерри Цукера и великолепной игрой ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● История реального Крокодила Данди
Род Анселл − искатель приключений из Австралии, чьи приключения вошли в основу популярной телевизионной комедии. Только мало кому известно, что в реальности места хорошему окончанию истории не нашлось. 21-летний ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Как снимался фильм «Назад в будущее»
Роберт Земекис: «Назад в будущее — это комедийная приключенческая фантастическая мелодрама о путешествиях во времени.» Режиссер Роберт Земекис Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Цитаты о кино известных людей
Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду. Жан-Люк Годар Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя. Алфред Хичкок В фильме должно быть начало, ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Интересные факты об известных мультфильмах
Сейчас вы узнаете кое-что интересное о наших и зарубежных мультфильмах. Кунг-Фу Панда Посмотрев этот мультфильм, можно выучить несколько китайских слов. Например, имена главных героев выбраны из реальных слов китайского языка. ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Любимые герои советских мультфильмов
Кто из нас в детстве не любил мультики? Прошли годы, мы давно выросли, у многих уже есть свои дети, но ностальгия по нашему мультяшному прошлому до сих пор ...
Спецэффекты, которые делались без применения компьютерной графики
● Фотографии Алена Делона, повстречавшегося с голубями на площади Сан-Марко, Венеция в 1962 году
Ален Делон (Alain Delon; родился 8 ноября 1935 года) – французский киноактёр, чья поразительная внешность помогла ему стать одной из главных мужских звёзд французского кино в 1960-х и ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *