Серж Генсбур

ВИДЕО
Серж Генсбур родился 2 апреля 1928 года в Париже, в музыкальной семье (пианист и оперная певица). При рождении получил имя Люсьен Гинзбург.

8

Время чтения: 4 мин.

Двадцать с лишнем лет назад на его похоронах президент Франции Франсуа Миттеран произнес: «Он был нашим Бодлером, нашим Аполлинером. Он поднял песню до уровня искусства». Речь шла о Серже Генсбуре – знаменитом французском певце, авторе киномузыки, поэте, актере и режиссере.

Серж Генсбур родился 2 апреля 1928 года в Париже, в музыкальной семье (пианист и оперная певица). При рождении получил имя Люсьен Гинзбург. Надо ли говорить, что его родители (как и родители многих музыкантов в Европе и США) были выходцами из Российской империи (Харьков). После революции семья через Стамбул уехала во Францию.

В юности Генсбур хотел стать художником, даже специально учился. Затем передумал, сжег картины, подрабатывал пианистом в барах. Первые свои песни он написал под воздействием творчества Бориса Виана (Борис Виан – классик французской литературы 20 века, а также джазовый музыкант и певец). Начав писать традиционный французский шансон с элементами джаза, Генсбур перешел к рок-н-роллу, регги, фанку и рэпу. Воспитанный под влиянием отца на классике, Генсбур часто вставляет в свои песни прямые цитаты из классической музыки.

Вся жизнь Серж Генсбура была пронизана страстью к эпатажу. Слова к песням были полны каламбуров, всегда носили подтексты и двойные смыслы – характерная для Генсбура игра слов заставляет исследователей часто разбирать тексты песен «по косточкам». Серж Гензбур не стеснялся признавать свою принадлежность к поп-культуре, многие его стихи написаны «по-франглийски», то есть по-французски, но с большим вкраплением английских слов. Тексты часто носят провокационный характер.

Его песня «Poupée de cire, poupée de son» («Восковые куклы») выиграла первый приз на конкурсе Евровидения (Люксембург, 1965 год). И это – несмотря на известную скандальность и двусмысленность содержания. С тех пор начался успех, а тексты песен становятся все более раскованными, вызывающими неоднозначную реакцию.

В подобном же духе – песня «Je t’aime… moi non plus» («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»), написанная Генсбуром для Брижит Бардо, с которой у него к тому времени случился роман. Песня имела сильный сексуальный подтекст, да вдобавок в ней звучали специфические женские вздохи, в результате чего исполнение ее по радио было запрещено во многих странах (Испания, Швеция, Польша, Великобритания, Португалия), а Ватикан даже сделал специальное заявление об этой песне как оскорбительной. Журналы назвали песню «поп-эквивалентом фильма «Эммануэль».

Название этой песни отсылает слушателя к словам знаменитого художника Сальвадора Дали: «Пикассо испанец, я тоже. Пикассо гений, я тоже. Пикассо коммунист, я тоже нет». Впоследствии песня «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет» разошлась миллионными тиражами и стала основой одноименного кинофильма (с участием Джейн Биркин, Джо Далессандро, Жерара Депардье), посвященного Борису Виану.

«Запрещенная» песня Serge Gainsbourg et Jane Birkin — Je t’aime moi non plus

Serge Gainsbourg & Jane Birkin — Je t’aime… moi non plus/Original videoclip (Fontana 1969)»

Еще одной скандальной песней стала «Марсельеза». В ней певец «покусился» на национальный гимн Франции! За этот рэгги-вариант гимна он получал угрозы от наиболее праворадикальной части ветеранов Войны за независимость Алжира. В исполнении песни участвовала жена Боба Марли, и последний тоже высказывал некоторое недовольство.

Gainsbourg — Aux armes, Марсельеза

Gainsbourg — Aux armes»

https://youtube.com/watch?v=mLq7EcvRaf0

Эпатажными были и отношения Генсбура с женщинами. Кроме Брижит Бардо, у певца были длительные отношения с англо-французской певицей и актрисой Джейн Биркин (известной по таким фильмам, как «Бассейн», «Он начинает сердиться», «Смерть на Ниле», «Зло под солнцем» и так далее).

Джейн Биркин

От этой связи также были дети, и одна дочь стала певицей и актрисой (Шарлотта Генсбур, известная по двум десяткам фильмов, например, «Слова и музыка», «Нарушительница», «Антихрист», «Меланхолия»).

Шарлотта Гинзбург

Еще одной женщиной в жизни Генсбура стала модель, певица и актриса Бамбу. Настоящее ее имя – Каролина фон Паулюс. И она является внучкой известного нам генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса – того самого, сдавшегося советским войскам под Сталинградом. (Кстати, во время оккупации Франции нацистами семье Генсбура пришлось сначала носить желтую звезду, а потом скрываться. Впрочем, и Паулюс после советского плена занимал антигитлеровскую позицию).

Серж Генсбур умер от сердечного приступа 2 марта 1991 года, похоронен на кладбище Монпарнас.

Его песни исполняли Катрин Денёв, Изабель Аджани, Жюльетт Греко, Ванесса Паради, Далида. Их продолжают исполнять. Он сочинил не менее 40 саундтреков к фильмам. Сам тоже снимался в кино. Генсбур также написал роман «Евгений Соколов» (видимо, еще не переведен).

Еще одна его песня вдохновила на создание фильма – «Элиза» (с Ванессой Паради и Жераром Депардье). Есть фильм, целиком посвященный Генсбуру – «Генсбур. Жизнь героя» (в российском прокате – «Генсбур. Любовь хулигана», с озвучкой Сергея Шнурова – еще одного «хулигана»).

Эта замена в названии – с «героя» на «хулигана» не случайна. И здесь бы хотелось вернуться к проблеме эпатажа в искусстве.

Эпатаж был характерной чертой культуры 20 века. И для этого были веские основания. Эпатаж, свойственный культуре и искусству 2-й половины 20 века, был реакцией наиболее остро чувствующей части общества на лицемерие и двойные стандарты, характерные для современной постиндустриальной цивилизации. Но сегодня эпатаж как выражение протеста в Европе становится неактуальным. Возможно, в проявлениях культуры мир становится чуть строже. Время эпатажа ушло, хотя в России процесс еще продолжается – в виде «эпатажа ради самого эпатажа», бессмысленного и беспощадного. Не как протест, а ни о чем, поскольку ничего другого и нет. Или здесь дело просто в чувстве вкуса (скажем, эпатаж С. Пенкина вполне симпатичен и уместен, чего не скажешь о многих прочих).

Есть эпатаж дня, есть эпатаж века, есть эпатаж вечности. Не знаю, к какому типу эпатажа принадлежит эпатаж Генсбура (умеренно невинный на фоне сексуальной революции в Европе 60-70-х годов), но, видимо, он не был самым главным в его творчестве. Наверное, дело не только в том, как он эпатировал публику. Здесь работают другие механизмы. Эпатаж в Европе как символ всяческих свобод уходит, а Генсбур остается исключительно любимым артистом во Франции. Значит, дело еще и в таланте, который у Сержа Генсбура безусловно был. Настоящий талант поп-артиста, веселого и грустного одновременно – и всегда искреннего.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета