Предприниматель превратил инвалидные коляски в электротранспорт

Как столичный предприниматель превратил инвалидные коляски в электротранспорт. В 2016 году Николай Юдин с товарищем решили помочь

Как столичный предприниматель превратил инвалидные коляски в электротранспорт. В 2016 году Николай Юдин с товарищем решили помочь другу, который пережил инсульт, и изобрели для его инвалидной коляски приставку — устройство, похожее на укороченный самокат, с электроприводом. Спустя 4 года гаджет UNAwheel продается по всему миру, но завоевывать российский рынок оказалось труднее всего.

ПЕРВЫЙ БИЗНЕС-ОПЫТ И БОРЬБА С КИТАЙЦАМИ

Свой первый бизнес Юдин создал в 2007 году. Он одним из первых в России занялся производством «умных» столов с сенсорными экранами. Изобретение оценили банки, корпорации и даже силовые ведомства. Но у предпринимателя было желание делать не престижные игрушки, а вещи, которые помогают людям. В итоге выбрал электротранспорт, который только-только набирал популярность в России. Первой разработкой стал аналог известного в Америке drift trike — низкого трехколесного велосипеда с мотором. Когда велосипед увидел приятель Юдина, который после инсульта мог передвигаться только в инвалидном кресле, он предложил сделать похожий аппарат для него.

Первая электроприставка напоминала переднюю часть от велосипеда с моторчиком. Она крепилась спереди на коляску и превращала ее в пятиколесный транспорт. На ее разработку Юдин с бизнес-партнером потратили собственные деньги — около 4 млн рублей. Но удалось продать всего два десятка экземпляров. Запчасти предприниматели закупали в Китае и вскоре обнаружили, что предприимчивые китайские «друзья» скопировали устройство и уже продают его на AliExpress. — Мы не сильно огорчились, потому что знали: недостаточно скопировать вещь — нужно еще общаться с аудиторией, развивать рынок изделия и совершенствовать его. А за это мало кто хочет браться, — говорит Юдин. — C тех пор продукт китайцев не изменился, а мы сделали новую версию. Скопируют — сделаем следующую. А потом сделаем так, чтобы ее было невозможно повторить.

КАК ИДЕЯ НА МИЛЛИОН ПРИНЕСЛА 20 МИЛЛИОНОВ

Разработка новой модели требовала денег. За ними предприниматели обратились к инвесторам, но те их разочаровали. — Один из потенциальных инвесторов оказался в прямом смысле директором свечного заводика. Такие люди, по сути, никакие не инвесторы, а просто кредиторы. Предлагали деньги с процентами в обмен на 50-процентную долю в компании. Это было для нас неприемлемо, и мы решили пойти другим путем, — говорит Юдин. Первый миллион UNAwheel собрала с помощью краудфандинга, запустив сбор средств на платформе planeta.ru. Это был полезный опыт с точки зрения пиара. Но, чтобы запустить производство, требовалось гораздо больше средств. И тогда разработчики решили пойти на телевидение.

В декабре 2017 года телекомпания НТВ и госкорпорация ВЭБ организовали телеконкурс «Идея на миллион» среди лучших инновационных бизнес-проектов. UNAwheel прошла в финал среди 500 претендентов и заняла второе место. Призом стали 20 млн рублей. — Нашим главным преимуществом было то, что мы могли продемонстрировать «товар лицом». В отличие от стартапов с цифровыми технологиями у нас была вещь, которую можно было потрогать и протестировать, — вспоминает Юдин. — Когда жюри увидело эмоции людей в колясках, которые использовали нашу приставку, как она качественно меняет их жизнь, — это было настолько ярко, что мы смогли победить.

ЦЕНА МОБИЛЬНОСТИ

Новая модель приставки получилась совсем компактной и легкой — меньше 10 кг. Человек в коляске может пристегнуть ее одной рукой буквально за 15 — 20 секунд. А дальше, держась за руль, управлять движением, как если бы он ехал на мотоцикле. Работает устройство от аккумулятора и может проехать без подзарядки 15 км. Зарядить батарею можно от обычной розетки.

В сравнении с зарубежными аналогами UNAwheel выигрывает не только по весу, но и по цене. Стоимость гаджета — 100 тысяч рублей. Но пока с продажами в России непросто. Во-первых, многие просто не знают, что есть такое средство реабилитации. Во-вторых, люди с инвалидностью справедливо замечают, что не работают и живут на пособие, а значит, 100 тысяч у них нет. Государство субсидировать им покупку тоже не может — прибора нет в перечне медицинских изделий для инвалидов. Попасть туда, говорит Юдин, пока нет шансов — список в перечне не обновлялся с момента его создания. Зато изобретение оценил международный рынок. Чтобы продавать приставку за рубежом, предприниматели зарегистрировали компанию UNAcare в Сингапуре. Иностранные дилеры появились в Великобритании, Италии и еще нескольких европейских государствах. Спрос благополучно рос до всемирного карантина в начале 2020 года. Потом возникли перебои с производством: закрылись заводы в Китае. А дальше люди сели по домам, и потребность в быстром передвижении по городу отпала. Пока компания снизила цены на изделия на 50% по предзаказу и так пережидает новую волну коронавируса.

МЕНЯТЬ СИСТЕМУ ИЗНУТРИ

Но и российский рынок Юдин и товарищи оставлять не собираются, а начали тесно сотрудничать с правительством Москвы. В 2018 году совместно с Департаментом транспорта и Агентством стратегических инициатив они запустили проект «Маломобильный патруль». Москвичи с ограниченными возможностями следили за тем, как используются парковочные места для инвалидов. Приставка к коляске помогала им быстрее передвигаться по маршруту. Кроме того, компания продолжает участвовать во всевозможных конкурсах и недавно стала победителем премии «Новатор Москвы», которую организовал Департамент предпринимательства и инновационного развития по указу мэра города, в номинации «Лидеры инноваций». Приз — 1,5 млн рублей. Но, по словам Юдина, это не главное. — В этом конкурсе мы ставили задачу найти пути взаимодействия с правительством Москвы. Так устроена система, что ты не можешь в нее ворваться и навести там переполох. Это и не нужно. Я думаю, более правильный шаг — познакомиться с системой и потом пойти с ней вместе по одной дорожке. Мы даже не хотим доказывать, что нужно помогать именно нам. Наоборот, приводим с собой конкурентов.

Важно всем вместе создать основу, чтобы новое средство реабилитации появилось в широком доступе и было доступно каждому, — считает предприниматель. Одним из вариантов решения проблемы спроса могут стать субсидии работодателям. Они берут на работу человека с инвалидностью, оплачивают ему средство передвижения, а государство компенсирует это через возврат части налогов. Такая схема используется, например, в Европе. Другой вариант — льготные кредиты или программы рассрочки с крупными банками. Ими могли бы воспользоваться около 300 тысяч человек — столько инвалидов, по официальным данным, проживают в России.

Источник

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета