Правила мультбезопасности

Стоит произнести заветное слово «мультфильм», как малыши со всех ног бросаются к телевизору. Ведь мультик – это ожившая сказка.

5

Стоит произнести заветное слово «мультфильм», как малыши со всех ног бросаются к телевизору. Ведь мультик – это ожившая сказка. И не важно, какое действо разворачивается на экране, следить за яркими персонажами так интересно! Для детского сознания мультфильм – не вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют, поэтому так сложно оторваться от голубого экрана.

Кстати

Основной канал восприятия у детей – кинестетический (двигательный). Звук и картинку мозг малыша обрабатывает быстрее, если ребёнок двигается, исследует, манипулирует предметами. А этого даже самый яркий и эффектный мультик дать, увы, не может.

Сегодня стало модным заниматься развитием ребёнка чуть ли не с рождения. Некоторые современные методики предполагают просмотр развивающих мультипликационных фильмов. Но для детских глаз это большая нагрузка. К тому же у малышей ещё недостаточно зрелая нервная система, они не в состоянии долго удерживать внимание. Причём сам ребёнок вряд ли отвлечётся от увлекательного зрелища (хоть потом и будет капризничать от усталости), ведь картинка на экране завораживает.

Важно!

Телевизор — большая нагрузка для детских глаз. Малышам нельзя проводить много времени у экрана.

До 1, 5 лет смотреть телевизор вообще нежелательно.

До 2 лет – можно смотреть не более 5 минут в день.

С 2 до 3 лет – не более 10 минут в день.

С 3 до 5 лет – не более 15 – 17 минут в день.

С 5 лет и старше – до 30 минут.

Мультики – это средство воспитания крохи. Без сомнения, события, происходящие в мультфильме, развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребёнка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причём нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и опасными персонажами.

Плохой пример

К сожалению, во многих современных мультфильмах не соблюдаются элементарные этические законы, сказки вредны для неокрепшего сознания крохи.

Мультфильм опасен для малыша, если:

• главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);

• персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда…);

• персонажи неуважительно относятся к людям, животным, растениям;

• плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;

• персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;

• герои несимпатичны или откровенно уродливы.

Психологи говорят, что подобные мультики провоцируют неадекватное поведение малышей. Увы, полностью оградить ребёнка от просмотра подобных мультфильмов не получится. Дети общаются в детском саду, на площадке и, конечно, обсуждают персонажей. Малыш почувствует себя «белой вороной», если будет не в курсе событий. Зато в ваших силах научить его отличать хорошие мультики от плохих. Обсуждайте с ребёнком сюжет, объясняйте, что происходит с героями, анализируйте их поведение.

Играем в мультики

Среди современных сериалов найдется немало достойных мультфильмов. Выбирайте те, где главный герой борется за правду, защищает слабых. В большинстве своём мультфильмы советских времён – это настоящие энциклопедии дружбы, любви, взаимоуважения и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные ценности.

Специалисты советуют время от времени играть в «любимые мультфильмы». Ведь с помощью знакомых героев можно в игровой форме объяснить ребёнку, как себя вести в той или иной ситуации. Малыши с удовольствием перевоплощаются в любимых персонажей и подчас выплёскивают в подобной игре накопившуюся агрессию, борются со страхами и решают свои детские проблемы.

Фильмотека

В вашей фильмотеке обязательно должны быть мультфильмы:

● Поучительные – они помогают крохе осмыслить ситуацию, сделать правильные выводы, посмотреть на себя со стороны. К примеру, «Кот Леопольд» учит добру и показывает ценность дружбы, «Гуси-лебеди» объясняют, почему нельзя убегать от мамы.

● Развлекательные – в них много музыки, шуток. Сюжеты комичны. Песни из этих мультиков легко разучить и потом петь вместе. Так песенки из мультфильма «Трям, здравствуйте!» поднимут настроение на прогулке. А умильный фильм «Гарфилд и его друзья» приятно посмотреть всей семьей.

● Ознакомительные – популярные сегодня многосерийные мультфильмы рассказывают о тайнах океана, о древней истории, жизни животных. Это мини-энциклопедии по разным направлениям.

Например, «Земля до начала времён» – весьма познавательный мультфильм, который познакомит кроху и с географией, и с историей. «Маугли» расскажет о жизни животных, а «Океаны» – о тайнах подводного мира.

Как и в любом другом деле, при просмотре мультфильмов важно соблюдать элементарные правила безопасности:

● Если малыш болеет или только недавно поправился, страдает нарушениями центральной нервной системы, недавно пережил стресс – сведите просмотр мультиков к минимуму, выбирайте их с особой осторожностью. Программа должна быть максимально щадящей: приятная негромкая музыка, спокойный сюжет, красивые герои. Никаких световых и шумовых эффектов!

● Строго лимитируйте время пребывания ребёнка у телевизора. Выбирайте короткометражные фильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов.

● Обсуждайте с ребёнком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить. Помните, визуальные образы воздействуют на психику детей гораздо сильнее, чем звуковые.

● Телеопыта недостаточно для полноценного развития личности. При просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому так важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном.

● Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов. К сожалению, сегодня мультфильмы выполняют роль теленяни. Малыш чувствует, когда родители включают телевизор, чтобы отдохнуть от него. Крохе важнее личное общение.

● Хороший мультфильм должен быть наградой крохе, а не каждодневным рутинным событием. Устраивайте хотя бы раз в неделю общесемейный мультпросмотр. Вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего малыша.

Комментарий специалиста: Психолог Инга Адмиральская:

– Мультфильм – это сказка, которую рассказывают в очень быстром темпе. Каждые несколько секунд меняются место действия и количество персонажей на экране. Ребёнок воспринимает информацию, но не успевает её обрабатывать. Его мозг оказывается перегружен (именно поэтому длинные мультики перед сном могут вызывать трудности с засыпанием, ведь ребёнок не отдыхает, а, наоборот, напрягается).

Если вы хотите развивать мышление, воображение и речь вашего малыша, вернитесь к старым добрым диафильмам (сейчас можно найти диафильмы в оцифрованном варианте и показывать их на экране компьютера). Переключая слайды в удобном для малыша темпе, вы дадите ему возможность внимательно рассмотреть каждую сценку и дофантазировать действия героев.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета