Домой / ВОЕННАЯ ТЕМА / Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
SHEIN Many GEO's Беру Domino's Pizza Aliexpress WW

Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы

 

Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы

Советско — Германская авиационная школа в Липецке была создана в 1925 году. Это был засекреченный обьект, для этой цели как раз идеально подходил провинциальный город, от Москвы 450 км. Спецслужбы строго следили что бы никто не знал о существовании на его территории военной базы. Причина строгой секретности была одна, Германии по условиям Версальского мирного договора, запрещалось иметь свою военную авиацию. Поэтому даже поставки учебных самолётов осуществлялись не напрямую в Липецк, а через Москву, и официально заказ оформлялся для Аргентины. Существует миф о том, что якобы сам рейхсмаршал Третьего Рейха Герман Геринг был в этой авиашколе. Нет, это не так, этот нацистский преступник, которого судил Нюрнбергский трибунал, никогда в Липецке не был. Но тогда откуда появились такие слухи? на самом деле все очень просто. Дело в том, что в 20-е годы, в авиашколе учился и работал немецкий офицер по фамилии Геринг. По описаниям очевидцев это был высокий худощавый мужчина. А рейхсмаршал выглядел совершенно иначе, достаточно посмотреть кинохронику тех лет. Так же и в 30-е годы офицер под фамилией Геринг работал в технической службе. Кстати, в авиашколе училось много однофамильцев – и Кох, но не тот, который потом стал «палачом Польши», и Борман – но не Мартин, а Эрнст.

Так же существует информация, что во время Второй Мировой войны Липецк немцы не бомбили. Это не совсем верно, нельзя так сказать, что Липецк совсем не бомбили. Дело в том, что не было массовых налётов и бомбардировок, но были точечные удары.

Например, по Новолипецкому заводу, по Сокольскому посёлку. Только в результате ошибки штурмана уцелел Христорождественский собор. Другой вопрос: почему город мало пострадал? Потому что основные силы немецкой авиации были сосредоточены на военном аэродроме как стратегически важном объекте. Кроме того, нужно учитывать и субъективные факторы. То, что все таки немцы учились в Липецке, это видимо было для них неким сдерживающим моментом. Когда немцы только приехали в липецкую авиашколу, то у них было представление о Липецке как о небольшом курортном городке на юге России, но на деле все оказалось не так. Мало было каких то увеселительных мест пребывания, особенно зимой когда некуда пойти, не с кем пообщаться. Поэтому первым делом немцы построили для себя казино. Кстати, здание сохранилось до сих пор – сейчас в нём располагается военная поликлиника. По началу местные жители относились к немцам настороженно, но по ходу общения настроение становилось дружелюбное, к тому же сами немцы стремились наладить хороший контакт с населением. И в скором времени все стало хорошо. На Новый год немцы угощали липецких ребятишек яблоками, катали по улице на аэросанях, играли в снежки итд. Летом немцы общались с населением на танцплощадке. Девушки, патефон или гармонь, в общем все как обычно. Германия в те годы была нашим союзником, и немцы всячески старались это подчеркнуть. Ходили вместе с липчанами на ноябрьские демонстрации, в 1933 году участвовали в Первомае. Никакого негатива в обще не было. Естественно поскольку здесь были и молодые лётчики, не обошлось без романов.

Некоторые из них даже закончились свадьбой. Так же и для города немцы принесли дополнительные и весьма неплохие источники доходов. Они стали снимать дома, преимущественно в центральной части города, и нанимать на работу местных жителей. Причём уникальный случай – платили долларами по курсу. Кроме того, немцы арендовали в городе несколько зданий. Именно на деньги от аренды было многое сделано в плане благоустройства центра Липецка. В нынешнее время часто можно слышать разговоры о том, что мол мы немцев выучили, а они потом нас бомбили. Но это не так. Наша авиация тогда находилась в зачаточном состоянии, первоклассных лётчиков у нас были единицы. А среди немцев были матёрые ветераны Первой мировой войны, так что скорее это мы у них учились. Да и самолеты в техническом плане тогда у немцев были намного круче. Ведь Германия тогда занимала второе место в мире, после США, по техническому развитию. Так же были для немцев и некоторые запреты, немецкие летчики жили в Липецке в специально построенной для них казарме. Как правило, каждый имел свою комнату. Семейные офицеры снимали квартиры в городе. Позднее для них недалеко от аэродрома возвели трехэтажный жилой дом с коммунальными квартирами. Чтобы скрасить часы досуга, построили казино — уютный деревянный домик с садом. Правда, на первых порах не обошлось без осложнений: при досмотре у прибывших в авиашколу в начале 1927 года немцев было конфисковано пятьдесят колод карт и двадцать комплектов игральных костей — такие предметы ввозить в СССР было нельзя.

Конечно же много времени немцы проводили на тренировках. По мере расширения школы усложнялась и программа обучения. Кроме тренировочных полетов летчики упражнялись в стрельбе из пулеметов по конусам-мишеням, буксируемым за самолетом, проводились учебные бои истребителей, ночные полеты. На полигоне, выделенном немцам на северо-западе от города, отрабатывалась техника бомбометания (в том числе — с пикирования) по деревянным макетам, стрельба по наемным мишеням, проходили испытания новые типы прицелов. В 1932 году немецкие летчики провели бомбометание зажигательными бомбами по стоящей на воде старой барже.

Во время обучения полетам случались летные происшествия. Большинство аварий происходило при посадке, на небольшой скорости, поэтому обходилось без жертв. Но потери все-таки были. В 1930 году на высоте 3000 м столкнулись два немецких самолета: одноместный истребитель и двухместный разведчик. Летчики успели спастись на парашютах, но стрелок-наблюдатель Амлингер (Amlinger) не смог покинуть самолет и погиб. В 1931 году разбился при выполнении пилотажа вблизи земли обер-лейтенант Платц (Platz). На следующий год жертв было три: при столкновении в воздухе двух машин погибли инструктор Больман (Bolmann) и ученик фон Тресков (von Treskow), а на одном из истребителей при пикировании внезапно отвалились крылья. Ещё одно столкновение самолетов в воздухе произошло летом 1933 года, незадолго до закрытия школы. Два истребителя D XIII, пилотируемые немецкими летчиками, налетели друг на друга на высоте 700 м. Летчик одного из самолетов сразу же выбросился с парашютом и благополучно приземлился, а второй летчик замешкался и покинул самолет, когда до земли оставалось всего несколько десятков метров. Парашют не успел раскрыться…

Тела погибших отправляли в Германию. Если о катастрофе становилось известно прессе, дело представляли как летное происшествие на спортивном самолете.

За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено сто двадцать летчиков-истребителей (тридцать из них были участниками Первой мировой войны, ещё двадцать — бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. В период с 1927 по 1930 год было подготовлено также около сотни немецких летчиков-наблюдателей — с 1931-го их обучение велось в Германии.

Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удается, однако можно предположить, что их было незначительно меньше, чем немцев: известно, например, что в 1925–1929 годах подготовку в Липецкой авиашколе прошли 140 советских летчиков и 45 авиамехаников. Правда курс летного обучения был весьма непродолжительный, всего 8,5 летных часов — немцы предпочитали тренировать русских пилотов не по стандартной часовой программе, а по их летным способностям.

Подготовка военных летчиков была только одним из направлений деятельности рейхсвера в Липецке. В конце 1920-х годов при авиашколе начал работу центр по испытанию немецких самолетов, нелегально построенных в Германии по заданиям Военного министерства. С 1930 года это направление стало доминирующим и авиашкола была переименована в опытную станцию по испытаниям. В 1928–1931 годы там было испытано около двадцати типов германских самолетов — истребителей, разведчиков, бомбардировщиков (последние обычно прилетели в СССР под видом транспортных, а в мастерских Липецка на них установили бомбодержатели, прицелы и пулеметы). Так, в 1931 году в центре по испытаниям находились такие военные самолеты, как Хейнкель HD 38, HD 45, HD 46, Юнкерс, А 20/35, А 48, Арадо, А 64, Дорнье Do P. В следующем году там испытывали торпедоносец Хейнкель HD 59 и бомбардировщик Дорнье Do 11а. Некоторые из этих самолетов остались экспериментальными, другие поступили позднее на вооружение германской авиации.

Кроме самолетов, на испытательной станции в Липецке проводилось изучение бомбардировочных прицелов, фотоаппаратуры для аэросъемки, авиационного стрелкового оружия, различных авиабомб, бортового радиооборудования, навигационных систем. Чтобы детальнее познакомиться немецкими новинками, в Липецк направляли технических специалистов из Москвы. В 1931 году их было восемь человек. В 1933 году авиационная школа в Липецке была закрыта и немецкие военные специалисты вернулись на родину. Формальной причиной закрытия школы немцы называли необходимость экономии средств.

Действительно, её содержание обходилось Рейхсверу недешево: ежегодные расходы на жилищное строительство, транспортировку самолетов и оборудования, приобретение горючего, оплату советскому персоналу и прочие подобные расходы составляли около 2 млн. марок в год.

Однако истинная причина состояла в другом. С начала 1930-х годов Германия все более активно развивала вооруженные силы внутри страны и, в результате, уже не было большой необходимости в содержании объектов Рейхсвера за рубежом. В летных школах Германии к этому времени готовилось от 300 до 500 летчиков ежегодно — больше, чем за все время существования «русской» авиашколы в Липецке. Испытание военной авиатехники все более открыто осуществлялось внутри страны.

16 августа 1933 года на прощальном вечере в связи с закрытием авиашколы её новый руководитель Готлиб Мюллер (Gotlieb Müller, 1895–1945) выступил с речью. Он сказал: «Следует выразить нашу благодарность стране, гостеприимством которой мы пользовались в течение восьми лет. В то время, когда все государства враждебно относились к Германии, СССР дал нам возможность возобновить здесь нашу летную деятельность. С готовностью всегда оказывать помощь, Красная Армия и, в особенности, Воздушный Флот, покровительствовали нашей работе».

Сразу же после отъезда немцев, на основе немецкой авиашколы была создана Высшая военно-техническая школа ВВС Красной Армии, позднее преобразованная в летный центр по испытаниям боевых самолетов.

Существование липецкой авиационной школы в определенной степени было полезно обеим сторонам, особенно в начальный период её деятельности. Германия смогла подготовить там около двухсот военных летчиков, некоторые из которых заняли потом важные посты в Люфтваффе. Так, бывший помощник начальника липецкой авиашколы Костнер (Kostner) в 1930-е годы стал начальником трех строевых и одного опытного отряда ВВС, выпускник Липецка Хайнц Ульбрихт (Heinz Ulbricht) работал начальником испытательного авиаотряда в Брауншвейге, а летчик-инструктор Иоганнесон (Johanneson) получил пост советника по вопросам авиации в Берлине. Среди выпускников школы — будущие асы и высокопоставленные офицеры времен Второй мировой войны Ганс Ешонек (Hans Jeschonnek, 1899–1943), Ганс Шпайдель (Hans Speidel, 1897–1984), Курт Штудент (Kurt Arthur Benno Student, 1890–1978), шеф-пилот фирмы «Хейнкель» Герхардт Ничке (Gerhard Nitschke). В Липецке провели испытания новых боевых самолетов и систем вооружения, благодаря чему у Германии имелась возможность развивать в условиях строгих ограничений на военную авиацию свой военно-технический потенциал.

Советская сторона получила уникальную возможность знакомиться с новинками немецкого авиастроения на своей территории и изучать германский опыт боевого применения авиации. Одним из итогов этого явилось появление в 1934 году первого в СССР наставления по технике бомбометания.

И все же не стоит преувеличивать роль липецкого центра в развитии военной авиации Германии и СССР. Основные военные программы обеих стран развивались независимо друг от друга. К 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около двух тысяч будущих пилотов люфтваффе. Основные самолеты германских ВВС были созданы в Германии уже после закрытия «липецкой станции». Но тем не менее липецкая авиашкола на определенном историческом этапе была значимым событием в дружеском отношении Германии и СССР. Далее в Германии к власти пришел Гитлер и нацисты, но это уже совсем другая история.

0
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Рекомендуем также:

Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● У 40-летней женщины из Уганды 38 детей
Мариам Набатанзи Бабирье (Mariam Nabatanzi Babirye) всегда мечтала о счастливой большой семье с шестью детьми. В результате почти в 40 лет она стала матерью 44 отпрысков, не нужных ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Манящая красота детского калейдоскопа
У многих в детстве была игрушка в которой можно было увидеть разные красивые абстрактные узоры, крутя ее, и наслаждаясь этой волшебной сказкой. Внутри прибора, который состоит из сложенных ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Почему на гербе России двуглавый орел?
Двуглавый орел пришел к нам из Римской и Византийской империй. В Риме он олицетворял единство светской и духовной властей. После падения Рима орел стал символом византийских правителей. В XIV ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Почему засыпая, мы испытываем ощущение падения?
Наверняка вы не раз испытывали странное внезапное ощущение падения при засыпании, что заставляло вас резко проснуться. На самом деле это не сон о падении, который случается в фазе ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Японский Робинзон Крузо 20 лет живет на необитаемом острове
В Японии живет необычный отшельник. 76-летний Масафуми Нагасаки поселился на крошечном тропическом островке Сотобанари, рядом с островом Ириомоте. Японский «робинзон» живет на острове уже 20 лет, где нет ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Мифы о средневековье
Смертная казнь В фильмах, которые мы видим, очень часто показывают публичные казни, и людей, которых убивают буквально ни за что. На самом деле, Средневековье было не таким мрачным, как ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Почему полезно спать «голышом»?
Многие люди не признают пижам и ночных сорочек, предпочитая спать нагишом. И, как оказывается, неспроста – наука утверждает, что сон без одежды полезен во многих (и иногда совершенно ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● В Японии продают золотую елку за 2 миллиона долларов
(2011) Японский ювелир Гинза Танака презентовал елку, выполненную из чистого золота. Елка высотой 2,5 метра завесила на 12 килограммов, ее оценивают в 1,5 мнл. иен (почти 2 миллиона долларов ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Китаец спас малыша, застрявшего головой в оконной решётке
В Китае младенец провалился в оконную решётку и повис на высоте десяти метров. Шея ребёнка была уже красной и опухшей, а сам он задыхался, как вдруг на крики ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Почему из металлов особенно ценится золото?
Почему из металлов особенно ценится золото? За что все его так любят? Чем хорош этот металл? Чем он особенен? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы. Золото ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Старинные русские ругательства
Культурные русские люди не матерятся, поскольку в России обильный мат всегда был маркером низших социальных классов. Однако если уж Вам приспичило выругаться, то давайте будем ругаться не как ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Самая маленькая камера в мире
MAME-CAM — самая маленькая камера в мире Thanko, японская компания, которая специализируется на производстве аксессуаров, разработала новую сверхминиатюрную зеркальную камеру MAME-CAM, которая весит всего 11 грамм и имеет размеры ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Женщина построила купольный дом в Коста-Рике из смеси бетона и средства для мыться посуды
Постройка дома — это нелёгкое занятие, особенно в другой стране и особенно из необычных материалов. Но это не испугало Катрин из Австрии, которая в 2017 году переехала жить ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Русский парень бесплатно ремонтирует квартиры для пенсионеров и ветеранов войны
33-летний Антон Савчук из Екатеринбурга не супергерой и не миллионер, но он делает хорошие дела, чтобы улучшить жизнь пенсионеров и ветеранов войны. Однако то, как он это делает, совсем ...
Немецкие летчики и авиашкола в городе Липецк 1920-30 годы
● Поляк нашел свою машину на дереве
Соседи жителя польского селения Збигнева Фило, уставшие от его опасного стиля вождения, подняли его машину на дерево. Как пишет Metro, недавно 24-летний Фило проснулся, вышел из дома и ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *