Техника

Куда делись легендарные ТУ-144?

Куда делись легендарные ТУ-144?

СССР всегда славился своими бескрайними территориями, которые хранили в себе множество природных залежей, но которые было крайне сложно освоить. Но стремительная поступь прогресса постепенно сводила сложность покорения и одомашнивания человеком больших пространств на нет.

Одним из следующих шагов, который должен был сблизить жителей Союза, находящихся на разных его уголках, между которыми лежали тысячи километров, стало проектирование сверхзвуковых пассажирских самолетов.

Но также одной из причин, которая сподвигла лучшие научные умы СССР в сфере авиастроения было также то, что враждебные по идеологии страны — Великобритания и Франция — во весь мир объявили о том, что они планируют построить первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет — “Конкорд”.

Создание подобного воздушного судна в самом Союзе назревала уже давно, но эти заявления только подхлестнули советское руководство инициировать аналогичный проект у себя. В 1966-ом вышло постановление о начале работ, в качестве разработчика выступило ОКБ Туполева, которое уже имело опыт в создании сверхзвуковых самолетов, правда это были не пассажирские авиалайнеры, а военные бомбардировщики.

Конструкторам приказали создать модель самолета, который не только будет превосходить конкурента по техническим параметрам, но и поднимется в воздух обязательно раньше “буржуазного” “Конкорда”.

Но и помимо этого одной из главных задач ОКБ было создание авиалайнера, который сможет связать в СССР даже его самые далекие города со столицей и прочими мегаполисами, находящимся в европейской части.

Практически со всеми требования высшего партийного руководства Туполев и его команда справились на ура. Их детище — Ту-144, был и быстрее “Конкорда”, обладал более “грамотной” начинкой, потреблял меньше топлива и таки поднялся в воздух раньше своего оппонента. Он стал первым сверхзвуковым авилайнером как в СССР, так и какое-то время во всем мире, пока “Конкорд” не начал свой полет.

Но конкуренцию ТУ-144 проиграл; Основных причин было две. Первая — дороговизна полета. Да, время полета действительно сокращалось в разы, но этого было явно недостаточно, чтобы основательно переплачивать. Поэтому Ту-144 как экономический проект, терпел значительные убытки и очень быстро ушел в минус.

Вторая же причина — Ту-144 так и не смог достигнуть необходимого потолка в дальности полета. В этом плане он серьезно проигрывал “Конкорду”, который мог совершить пяти-или шеститысячный километровый перелет без дозаправки, чем не мог похвастаться советский авиалайнер. А ведь одной из причин, по которой вообще создавали сверхзвуковые пассажирские самолеты было как раз то, что они смогли бы покрывать огромные расстояния одним махом, без необходимости совершать дополнительные посадки для восполнения дефицита топлива.

В итоге, несмотря на все свои плюсы, программу производства Ту-144 решили свернуть. После этого он не раз использовался в научных целях — например служил в качестве тренировочной “площадки” для будущих космонавтов, но по прямому назначению его перестали использовать раз и навсегда. Что, однако, совершенно не умаляет гения советских конструкторов.

Spread the love

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть + 7 =