Кто стал прообразом для героев сказок

А ведь у многих сказочных персонажей О том, кто же стал прообразом для Пиноккио, Карабаса-Барабаса и других сказочных героев – далее в обзоре.

Читая ту или иную сказку, мало кто задумывается, как автору пришла в голову мысль о создании своих героев. А ведь у многих сказочных персонажей были реальные прототипы. О том, кто же стал прообразом для Пиноккио, Карабаса-Барабаса и других сказочных героев – далее в обзоре.

Пиноккио

Задумывая историю о деревянном человечке, Карло Коллоди руководствовался не просто своей фантазией. Он знал реального человека с именем Пиноккио.

В начале ХХІ века американские археологи проводили раскопки в районе кладбища церкви Сан-Миниато-аль-Монте, где похоронен автор сказки о Пиноккио Карло Коллоди (Карло Лоренцини 1826 – 1890). Неподалёку от могилы писателя они обнаружили надгробную плиту некоего Пиноккио Санчеса, годы жизни которого приходились на ту же эпоху. Выяснилось, что этот человек был… наполовину деревянным! В результате эксгумации обнаружили, что Пиноккио Санчес при жизни ходил на деревянных протезах, половина левой руки была деревянной, вместо перегородки в носу стояла деревянная вставка. При этом на протезах нашли вензель мастера Карло Бестульджи. Вот вам и папа Карло!

В письме Карло Коллоди к кузине содержится подтверждение того факта, что у его героя был реальный прототип: «Дорогая моя кузина, ты интересуешься моими ближайшими планами. В предыдущем письме я упоминал о том несчастном, но очень храбром человеке – Пиноккио Санчесе. Хотел бы написать о нём. Думал, что это будет серьёзный роман, но почему-то с самого начала шла сказка. В связи с чем, сам не пойму, ведь на самом деле судьба Пиноккио была очень трагичной, а не сказочной. К чему это в итоге приведёт, не знаю».

В церковных архивах учёные нашли информацию о том, что в 1790 году во Флоренции в небогатой семье Санчесов родился мальчик. Его назвали Пиноккио («кедровый орешек»). По мере взросления становилось ясно, что мальчик будет карликом. Несмотря на это, он отправился служить и посвятил армии 15 лет своей жизни. Пиноккио дослужился до капрала, принимал участие в нескольких крупных сражениях, но домой вернулся калекой. Краснодеревщик, алхимик и чародей Карло Бестульджи решил помочь и изготовил для него протезы. Пиноккио начал зарабатывать тем, что выступал на площадях и ярмарках, демонстрируя зевакам своё наполовину деревянное тело. Так он стал достаточно известным и популярным артистом. К сожалению, Пиноккио была уготована печальная участь. Он натягивал канат на уровне крыши четырёхэтажного дома и ходил по нему, играя на барабане и жонглируя горящими факелами на глазах у изумлённой толпы. В 1834 году во время выполнения очередного трюка канатоходец потерял равновесие, сорвался вниз и разбился. И если бы не Карло Коллоди, имя Пиноккио Санчеса так бы и кануло в Лету.

Впрочем, этих фактов всё же недостаточно для того, чтобы с полной уверенностью утверждать то, что карлик с деревянными протезами действительно стал прототипом сказочного героя. Совпадений много, но вполне вероятно, что Пиноккио был лишь плодом воображения Карло Коллоди. Даже если Пиноккио Санчес не был прототипом сказочного персонажа, история его жизни заслуживает внимания.

Карабас-Барабас и Дуремар

Мультфильм «Приключения Буратино», 1959 год.

По мотивам сказки Карло Коллоди Алексей Толстой в 1936 году написал свою сказочную повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Несмотря на то, что сюжетная линия обоих произведений похожа, у Толстого были свои прототипы, основные черты характеров которых он перенёс на персонажей.

Практически сразу после выхода книги в актёрско-театральной среде возникло мнение, что книга в целом является аллюзией на театральную жизнь Москвы 1920-х и 1930-х годов. В частности, Фаина Раневская в своей книге «Письма к подруге» написала следующее:

Я сама бы не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой, Буратино,– это Горький, Мальвина – жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это – Мейерхольд

Толстой не был поклонником театра Мейерхольда и его биомеханики, так что ему досталась роль антагониста – Карабаса-Барабаса. Пародия прочитывается даже в имени: Карабас – это маркиз Карабас из сказки Шарля Перро, а Барабас – от итальянского слова «бараба» – «мошенник». Кроме этого, исследователи указывают и на другие параллели между персонажами книги и реальными людьми, между сюжетными ходами и реальными событиями.

Режиссёр Всеволод Мейерхольд.

У режиссёра был очень тяжёлый характер, и многие считали, что он относился к актёрам как к марионеткам. Всеволод Мейерхольд любил носить длинный шарф, но он постоянно засовывал его в карман, чтобы тот не волочился по полу. Сказочный Карабас-Барабас делает то же самое со своей длинной бородой.

Плётка Карабаса-Барабаса – это пистолет-маузер, который Мейерхольд носил всегда с собой, а на репетициях выкладывал на стол. Кукольный театр Карабаса-Барабаса – Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, которым руководил Всеволод Эмильевич. Звание «доктор кукольных наук» у Карабаса-Барабаса – псевдоним «доктор Дапертутто», которым пользовался Мейерхольд. Бегство кукол из театра Карабаса-Барабаса – конфликты Мейерхольда с актёрами из-за высоких нагрузок и тяжёлой рабочей атмосферы.

Владимир Басов в роли Дуремара.

В сказке у Карабаса-Барабаса есть помощник по имени Дуремар. Считается, что Алексей Толстой списал его с помощника режиссёра Мейерхольда Владимира Соловьёва, известного под псевдонимом «Вольдемар (Вольмар) Люсциниус». Очевидно сходство имён, а также и внешний вид прототипа и персонажа. Как известно, Люсциниус был худым и высоким, носил длинное пальто.

Хотя ещё в 1895 году в Москве был очень популярен французский доктор Жак Булемард. Эта экзотическая личность была в своё время любимым поводом для шуток и анекдотов. Доктор был страстным поклонником метода лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил сам, и поэтому одевался в длинный балахон (от комаров). Дуремаром его дразнили русские дети, коверкая французскую фамилию.

Алиса в Стране чудес

Мультфильм «Алиса в Стране Чудес», 1981 год.

«Приключения Алисы в Стране чудес» (Alice’s Adventures in Wonderland), часто используется сокращённый вариант «Алиса в Стране чудес» (Alice in Wonderland) – сказка, написанная английским математиком, поэтом и прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл и изданная в 1865 году. В ней рассказывается о девочке по имени Алиса, которая попадает сквозь кроличью нору в воображаемый мир, населённый странными антропоморфными существами. Сказка пользуется устойчивой популярностью как у детей, так и взрослых. «Приключения Алисы в Стране чудес» является литературной обработкой рукописной книги «Приключения Алисы под землёй».

Алиса Лидделл в образе нищенки, фото Льюиса Кэрролла, 1859 год.

Прототипом девочки, попавшей в Страну чудес, стала Алиса Пле́зенс Ли́дделл (Alice Pleasance Liddell) – дочка вице-канцлера Оксфордского университета и декана колледжа Крайст-Чёрч Генри Лиделла, близкого друга Льюиса Кэрролла. Писатель был частым гостем в доме Лидделлов, поэтому он часто развлекал Алису и её сестёр интересными историями. Когда Алиса подросла, Льюис Кэрролл записал по её просьбе всё, что он когда-то сочинял на ходу.

26 ноября 1864 года Доджсон подарил Алисе Лидделл свою рукописную книгу под названием «Приключения Алисы под землёй» (Alice’s adventures under ground), с подзаголовком «Рождественский подарок Дорогой Девочке в Память о Летнем Дне» (A Christmas gift to a Dear Child in a Memory of a Summer Day), состоящую всего из четырёх глав. Экземпляр, подаренный Алисе Льюисом Кэрроллом, был продан ею в 1926 году за 15 400 фунтов. Сегодня рукопись хранится в Британской библиотеке.

«Алиса в Зазеркалье» (Through the Looking-Glass, and What Alice Found There – «Сквозь зеркало, и Что там нашла Алиса») – детская книга Льюиса Кэрролла, написанная в 1871 году как продолжение книги «Алиса в Стране чудес». В данном случае Алиса имеет, вероятно, не один, а два прототипа с таким именем: знакомую писателя Алису Лидделл и его дальнюю родственницу Алису Рейкс (Alice Raikes).

Кристофер Робин


Кристофер Робин Милн – прототип мальчика из рассказов о Винни-Пухе вместе с игрушечным медведем Эдвардом, который стал прообразом Винни-Пуха, 1928 год.

Прототипом мальчика из рассказов о медвежонке Винни-Пухе и его друзьях стал сын автора Александра Милна Кристофер Робин. На свой первый день рождения он получил от отца в подарок «медвежонка Тэдди» лондонской фирмы «Фарнелл», которого он назвал Эдвардом. В семье, где отец был занят творчеством, а его мать Дороти интересовалась сыном очень редко, предпочитая ему светскую жизнь, единственным другом ребёнка был плюшевый медвежонок. Игрушечный медведь был приблизительно в два фута высотой, имел светлую окраску, и у него часто выпадали глаза. Кристофер Робин рос добрым, но застенчивым ребёнком. Исследователи и психологи, занимавшиеся анализом рассказов о Винни-Пухе, считают, что Кристофер Робин был прототипом не только мальчика, но и Пятачка, который всего боялся, но был добрым и отзывчивым.

Винни и Гарри Колборн (Harry Colebourne), 1914

Прототипом Винни-Пуха стала медвежонок-девочка – самка американского чёрного медведя по кличке Виннипег из Канады. Винни в 1914 году приобрёл маленьким детёнышем лейтенант канадской армии Гарри Колборн. Он купил её перед отправкой на Западный фронт в Европу за $20 у охотника, который, вероятно, застрелил её мать, в городке Уайт-Ривер (провинция Онтарио, Канада) и тайно вывез в Великобританию. Медвежонок сразу стал неофициальным живым талисманом корпуса, где Колборн служил ветеринаром. Колборн решил назвать медведицу в честь своего родного города Виннипег (Winnipeg), или, сокращённо, «Винни» (Winnie). Перед отъездом на фронт во Францию, Колборн оставил Винни в Лондонском зоопарке, а после войны отказался от мысли вывезти медведицу обратно в Канаду и оставил её в дар зоопарку. Винни прожила в Лондонском зоопарке почти 20 лет и умерла 12 мая 1934 года.

В 1924 году четырёхлетний Кристофер Робин Милн впервые увидел медведицу Винни и сменил в её честь имя своего плюшевого мишки с «Медведь Эдвард» на «Винни-Пух». Это, в свою очередь, вдохновило его отца на написание книг о Винни-Пухе.

Барон Мюнхгаузен

Карл-Фридрих-Иероним фон Мюнхгаузен (в мундире кирасира). Г. Брукнер, 1752.

Сказочный барон Мюнхгаузен, который рассказывал всем «истинную правду» о своих путешествиях, существовал на самом деле. Реальный Карл Фридрих Иероним барон фон Мю́нхгаузен (Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Münchhausen; 11 мая 1720 – 22 февраля 1797) — немецкий барон, ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен принадлежал к древнему нижнесаксонскому роду Мюнхгаузенов. Был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступил пажом на службу к владетельному герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Фердинанду Альбрехту II.

В 17-летнем возрасте уехал в Россию в качестве пажа к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. В 1738 году участвовал с герцогом в турецкой кампании. В 1739 году (по другим данным – в 1737 году) поступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, шефом которого был герцог. В начале 1741 года, сразу после свержения Бирона и назначения Анны Леопольдовны правительницей, а герцога Антона Ульриха – генералиссимусом, получил чин поручика и командование лейб-компанией (первой, элитной ротой полка).

Произошедший в том же году елизаветинский переворот, свергнувший брауншвейгскую фамилию, прервал обещавшую быть блестящей карьеру барона: несмотря на репутацию образцового офицера, Мюнхгаузен получил очередной чин (ротмистра) только в 1750 году, после многочисленных прошений. В 1744 году он командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен.

Мультфильм «Приключения Мюнхгаузена», 1972 год.

Получив чин ротмистра, Мюнхгаузен взял годовой отпуск «для исправления крайних и необходимых нужд» (конкретно – для раздела с братьями семейных владений) и уехал в Боденвердер, который достался ему при разделе. Он дважды продлевал отпуск и, наконец, подал в Военную Коллегию прошение об отставке с присвоением за беспорочную службу чина подполковника. Получив ответ, что прошение следует подать на месте, в Россию так и не поехал, в результате чего в 1754 году был отчислен как самовольно оставивший службу. До конца жизни Мюнхгаузен подписывался как ротмистр русской службы.

С 1752 года и до самой смерти Мюнхгаузен жил в Боденвердере, общаясь в основном с соседями, которым рассказывал поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи». Другим излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Гёттингене. Один из слушателей Мюнхгаузена так описывал его рассказы:

Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал всё выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии.

Рассказы барона (въезд в Петербург на волке, запряжённом в сани; конь, разрезанный пополам в Очакове; конь на колокольне; взбесившиеся шубы, вишнёвое дерево, выросшее на голове у оленя) широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать. В одном из таких рассказов Мюнхгаузен упоминал о паштете на императорском пиру. Блюдо якобы было таких размеров, что человек, проходя вдоль него, успевал прочесть оду. Слушатели смеялись, не веря россказням барона, а между тем доподлинно известно, что на пирах Анны Иоанновны подавали пироги, «начинённые» шутами. Порой развлечения монархов были более сумасбродными. Одни развлекались, устраивая шутовские свадьбы, другие создавали элитные «спецвойска», а третьи оправляли провинившихся дворян на тот свет на бочке с порохом.

Впервые три сюжета Мюнхгаузена фигурируют в книге «Der Sonderling» графа Рокса Фридриха Линара (1761 год). В 1781 году собрание забавных историй (16 сюжетов, включая сюжеты из Линара, а также некоторые «бродячие» сюжеты) было опубликовано в берлинском альманахе «Путеводитель для весёлых людей» с указанием, что они принадлежат известному своим остроумием г-ну М-Х-Г-Ну (Мюнхгаузену), живущему в Г-ре (Ганновере). Так было положено начало формированию художественного образа легендарного барона Мюнхгаузена. В 1783 году в том же альманахе вышли ещё две истории.

В 1785 году Рудольф Эрих Ра́спе анонимно издал в Лондоне на английском языке «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России», составленные на основе историй «Путеводителя», с добавлением множества других. В 1786 году появился немецкий перевод книги Э. Распе с дополнениями Готфрида Августа Бюргера – «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения барона Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей». Бюргер разделил книгу на две части – «Приключения Мюнхгаузена в России» и «Морские приключения Мюнхгаузена». Этот вариант книги Распе принято считать хрестоматийным.

Бытует утверждение, что книга привела барона в ярость – он счёл своё имя обесчещенным и собирался подать на Бюргера в суд. Утверждение весьма спорное, хотя бы потому, что авторы книг на протяжении многих лет были неизвестны: ни Распе, ни Бюргер не подписали свои книги. Книга имела громадный успех в Европе; именно она завершила оформление образа Мюнхгаузена как литературного персонажа. В Боденвердер стали стекаться зеваки, чтобы поглядеть на «барона-лжеца». Иногда Мюнхгаузену приходилось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета