Как ребёнку «ужиться» с телевизором?

Вечер выходного дня всей семьёй у телевизора... Кроха смотрит мультик... Просмотр телепередач в дни каникул... На Новый год, как говорил

Вечер выходного дня всей семьёй у телевизора… Кроха смотрит мультик… Просмотр телепередач в дни каникул… На Новый год, как говорил почтальон Печкин из Простоквашино, телевизор – главное украшение стола… Постоянное присутствие телеэкрана в жизни ребёнка приходится учитывать, нравится нам это или нет.

Не так давно доктора рекомендовали детям смотреть телевизор по 15 минут через день и просматривать сугубо детские передачи: «Абэвэгэдейка», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!». Многое изменилось с тех пор. Появились совершенно новые телевизоры, для которых устарели былые рекомендации. Стали совершенно другими телепередачи и их количество увеличилось в разы. Экран телевизора стал ещё увлекательнее и ещё прочнее вошёл в нашу жизнь. Вряд ли сегодня можно представить себе ребёнка, который смотрит телевизор по 15 минут через день. Однако регулировать общение ребёнка с телевизором необходимо.

Ребёнок у телевизора: что учесть родителям?

Не допускайте, чтобы ребенок использовал телевизор, как фон. Малыш одновременно и с конструктора что-то мастерит, и мячик гоняет, и на телеэкран поглядывает. При таком обилии занятий и потоке информации ребёнок ничего не делает толком. На экране видит лишь отдельные эпизоды, не улавливая связи между ними. Замок из кубиков конструктора оказывается недостроенным. Ребёнок всем занимается поверхностно, не учиться сосредотачивать внимание и вникать в смысл передачи или занятия. По этой же причине не позволяйте ребёнку одновременно смотреть телевизор и играть на мобильном телефоне.

Необходимо учитывать возраст ребёнка для просмотра тех или иных мультфильмов. Сейчас огромное множество мультфильмов, показывающих смешные приключения главного героя (его ударяет током, волосы главного героя поднимаются вверх и он в ужасе удирает), напоминают скорее сцены чёрного юмора, не предназначенные для детей. Маленький ребёнок может воспринимать происходящее в мультике, как страдания главного героя и как страшные события, происходящие с ним, и очень нервничает, плачет. Объяснить ребёнку, почему при просмотре этого мультика надо смеяться невозможно. Лучше такие мультики до поры, до времени исключить из просмотра.

Важно и психологическое состояние ребёнка на данное время. Дело в том, что в зависимости от психологического самочувствия ребёнок одни и те же телепередачи может воспринимать по-разному. 10-летний Тимофей очень любил смотреть канал «Дискавери» и в частности увлёкся циклом передач о предстоящем в 2012 году конце света по предсказаниям индейцев Майя. Мальчик и ранее смотрел передачи об апокалипсисе, но воспринимал их, как гипотезу с элементами фантастики.

На этот раз всё было по-другому. Между родителями Тимофея обострились конфликты, и семья переживала процесс распада. Отразилось это и на нервном состоянии ребёнка, у которого предстоящий развод родителей вызывал некоторое чувство неопределённости и беззащитности. В этом состоянии Тимофей воспринял передачи о конце света, как серьёзное предсказание и переживал ужас от того, что «всё вокруг рушится». Потребовалось немало усилий, чтобы вернуть ребёнку психологическое равновесие.

Иногда есть смысл фильтровать телепередачи, ориентируясь на то, какие переживания есть у ребёнка на данный момент, и исключить просмотр передач, которые могут попасть в резонанс с переживаниями и усилить их.

Особый разговор о подборе первых мультиков, которые увидит малыш. В первую очередь надо познакомиться с добрыми телевизионными историями, в которых всё просто, ясно и справедливо. Добро борется со злом и побеждает. Злой герой получает по заслугам либо исправляется. Мультфильмы, в которых показана дружба и взаимопомощь, в которых в простой и ясной форме показаны человеческие отношения и подсказаны способы разрешения некоторых затруднительных ситуаций. По этим критериям хороши многие советские мультфильмы.

Во многих нынешних мультиках, которыми увлекаются наши дети, неясно и неоднозначно, где добро, а где зло. Часто персонажи этих мультфильмов общаются между собой с язвительными подколками, временами зло подшучивают друг над другом или изо всех сил конкурируют. В шутках и противостоянии героев этих мультиков часто прячется юмор. Ребёнок далеко не всегда понимает этот юмор и неоднозначную мультяшную историю может воспринимать, как модель поведения.

После просмотра таких мультиков ребёнку, например, советские мультфильмы могут показаться слишком «пресными» и он откажется их смотреть. Есть ещё одна причина отказа от простых добрых мультфильмов. При ближайшем рассмотрении может оказаться, что ребёнок не понимает того простого, но достаточно разнообразного содержания этих мультиков, не понимает простых человеческих отношений. Иногда родители не видят эту причину и считают, что ребёнок слишком повзрослел для простых мультфильмов.

Поэтому простые и добрые мультфильмы должны стать первыми, которые он увидит. Пусть ребёнок с их помощью пополнит свои знания о мире, добре и зле, тонкостях отношений. Более сложные неоднозначные мультики он ещё успеет посмотреть. Стоит ли вообще не допускать ребёнка к мультфильмам, которые часто критикуют за агрессивность? Это невозможно, да и не нужно. Но пусть ребёнок познакомится с ними позже, когда сможет более адекватно их воспринимать.

Ни телевизор, ни компьютерные игры не должны занимать слишком много времени в жизни ребёнка. Ребёнок уходит в виртуальный мир, его интерес к реальному миру снижается. Происходит дезадаптация в реальной жизни.

Задача родителей позаботиться, чтобы телевизор или компьютер не занял основную часть свободного времени ребёнка. Фантастический мир экрана не должен заменить реальность.

Научите детей смотреть телевизор!

Малыш увлёкся просмотром передачи, и в доме наступила долгожданная тишина. Наконец-то мама может спокойно заняться домашними делами. Но поглядывать, как ребёнок сидит у телевизора, нужно. Мне не раз приходилось видеть, как чадо смотрит телевизор, свесив голову с дивана или лежа на спине головой к телевизору и скосив глаза назад. Приходится контролировать, чтоб ребёнок сидел ровно на необходимом расстоянии от экрана.

Ребёнка старшего дошкольного возраста и особенно школьника нужно учить фильтровать передачи для себя самостоятельно. Это, конечно, не означает, что ребёнок вообще не будет смотреть всей ненужной информации. Но отличать передачу с полезной, интересной информацией, хороший фильм от некачественного потока информации он со временем может научиться. В свободное время посмотрите вместе с ребёнком те передачи, которые считаете нужным, обсудите их, помогите ребёнку понять их смысл.

Триллеры, боевики, фильмы ужасов… Если ребёнка ещё возможно удержать от их просмотра, то школьника уже нет. Обратите внимание ребёнка вот на что. Да, эти фильмы увлекательны, в них интересные спецэффекты, головокружительные трюки. Но, во-первых, они фантастичны и в реальной жизни такое невозможно. Ну, не может на самом деле бравый парень бегать по почти отвесной стене или в одиночку отразить атаку нескольких десятков противников, каким бы «крутым» он ни был. Во-вторых, при всей занимательности часто в этих фильмах неглубокий смысл и сделаны они не для того, чтобы рассказать интересную и содержательную историю, а, чтобы удивить зрителя или «пощекотать» ему нервы, не более того.

Далеко не все телепередачи несут интеллектуальную пользу для детей.

МНЕНИЕ ВРАЧА: современные телевизоры

Наталья Жданова, врач-невролог, мама сына-школьника.

Современные телевизоры изготовляются по совершенно новым технологиям, и отсюда один из их плюсов – в очень значительной степени снижается вредное излучение аппаратуры. Новые телевизоры гораздо безопаснее по сравнению с их старыми собратьями даже на близком расстоянии. Однако некоторое излучение дает любая аппаратура, поэтому гигиеническое расстояние от экрана при просмотре должно соблюдаться.

Телевизоры с высоким разрешением и высокой частотой мерцания дают лучшую четкость изображения. При просмотре такого телевизора идёт меньшая нагрузка на корковые центры зрительного анализатора, то есть мозг лучше воспринимает картинку и меньше устаёт.

Такой же плюс и у большого формата, при соблюдении гигиенического расстояния при просмотре. Большая картинка, лучшая видимость деталей, яркость цвета вызывает меньшее напряжение зрения. Но всё равно детям не рекомендуется перенапрягать зрительный анализатор (непрерывное внимание, быстро меняющиеся картинки), поэтому время просмотра должно быть в разумных пределах.

Планируя покупку нового телевизора, стоит накопить денег на приобретение аппаратуры с высокими параметрами у известных производителей. Да, это дорого. Зато надёжнее и безопаснее для всей семьи.

Формат 3D

Это новые технологии, влияние которых на здоровье пока только исследуется. Поэтому каких-то вразумительных доводов нет. Однако кое-что по этому поводу сказать можно.

Формат 3D даёт трёхмерное изображение. Поскольку наше зрение двухмерное, то мозг ребёнка при просмотре этого формата перегружается. Поэтому стоит ограничиться одним мультфильмом, а то и того меньше.

Обязательно нужно минимизировать просмотр передач детьми, у которых были судорожные приступы в анамнезе. Обычно неврологи родителей таких деток предупреждают: мелькание картинок может спровоцировать судорожный приступ.
Очень вредно 3D для детей с астигматизмом, амблиопией («ленивый глаз») и для людей с разной остротой зрения (родители детей с подобными проблемами знают, что это такое). Для детей и не только детей с этими диагнозами 3D очень большая нагрузка.

Желательно при просмотре телевизора полное зрение, чтобы составить угол 140 градусов, что соответствует границам периферийного зрения человека (максимальный угол зрения). Чтобы выдержать этот угол нужно быть не слишком близко к экрану. Оптимальное расстояние до экрана можно высчитать. Если умножить величину диагонали экрана телевизора на 2,3 для дисплеев 720р и на 1,56 для дисплеев 1080р, то вы получите оптимальное расстояние просмотра для стандартного зрения.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА: новые технологии

Александр Жуковень, директор IT-компании.

Типы телевизоров и излучение. Ныне используемые телевизоры делятся на три типа: жидкокристаллические (ЖК), плазменные и кинескопные телевизоры-«стекляшки». У них различная технология получения изображения.
ЖК-телевизор имеет источник света, а изображение формируется набором жидкокристаллических плёнок, которые находятся в световом потоке. Поскольку в данном случае мы имеем дело с обычным рассеянным светом, то ЖК-телевизоры самые безопасные на сегодняшний день.

Плазменная панель создаёт изображение из миллионов пикселей, светящихся под воздействием ультрафиолетовых лучей при разряде в плазме. При формировании изображения у этих телевизоров выделяется много энергии. (Кстати, такие телевизоры потребляют немало электроэнергии.) Получается, что плазменная технология менее безопасная, чем ЖК, и более расходная. В последнее время развиваются и другие технологии, но они ещё нуждаются в доработке и очень дороги, поэтому в телевизорах пока не используются.

У старого хорошо нам известного кинескопного телевизора изображение возникает благодаря свечению люминофора экрана под воздействием электронного луча, формируемого электронной пушкой. Основной его недостаток – разогнанные электроны, которые помимо свечения выбрасывают и другие виды излучения, например, рентгеновское излучение.

Раньше стеклянные мониторы компьютеров подлежали обязательной сертификации по уровню излучения. На эти мониторы наносилось специальное защитное покрытие, которое срезало излучения, в частности рентгеновское. Однако для телевизоров таких мер безопасности не предпринималось, потому что предполагалось, что от телевизора человек находится на значительно более дальнем расстоянии, чем от монитора компьютера. Но в итоге, на сегодняшний день телевизор-«стекляшка» самый опасный в плане излучения.

Мерцание и зрение. Но кроме излучения у телевизоров есть и другая опасность: влияние на зрение. Чем меньше мерцание, тем большая усталость глаз при просмотре и тем меньше времени можно находиться у телевизора. Дети, стремясь лучше рассмотреть «замыленное» изображение, перемешаются ближе к экрану.

Электровакуумные «стекляшки» изображение формируют покадрово и построчно. Сама картинка мерцает 50Гц, у более «продвинутых» «стекляшек» 100 Гц.
У ЖК кадр формируется целиком и сразу. Частота мерцания от 100 до 300 Гц.

Примечание. Практически все производители используют технологию, которая называется MEMC (Motion Estimation and Motion Compensation, то есть предугадывание и компенсация движения). Процессор телевизора при этом достраивает «промежуточные» кадры и показывает их в промежутке между «настоящими», благодаря чему плавность и чёткость изображения повышаются. Таким образом можно эффективно поднять частоту кадров до 200 Гц. Но часто применяют MEMC в комбинации с технологией под названием Scanning Backlight (сканирующая подсветка). При этом подсветка экрана включается и выключается с частотой 200 Гц и достигается практически тот же эффект, что и в случае с настоящей 200-герцовой частотой, однако наблюдаются и побочные эффекты: снижение воспринимаемой яркости (поскольку подсветка половину времени выключена), двоение и мерцание изображения.

Что касается форматов… В каждом описании телевизора есть жёсткие рекомендации, под каким углом и как его просматривать. Если мы их соблюдаем, то мы избегаем постоянного слежения глазами за картинкой. Лучше смотреть с более дальнего расстояния. Необходимо, чтобы помещение, в котором будет установлен телевизор, позволяло выдержать это расстояние.

3D – красиво и занимательно… Однако в инструкции к такому телевизору существует ссылка, что его небезопасно смотреть его длительное время: может вызывать головные боли, оказывает не очень хорошее воздействие на психику, вредно при ряде заболеваний.

Елена Бачикина, психолог.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета