История появления нотной грамоты

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции, неподалёку от галереи Уффици. Фото из Интернета

Гвидо Аретинский, Гвидо д’Ареццо, (итал. Guido d’Arezzo, лат. Guido Aretinus, около 990 года – около 1050 года) – итальянский теоретик музыки и педагог, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки. Он прославился как реформатор музыкальной нотации.

Музыка с древних времён занимала в жизни людей большое место. Шумные песни возвещали о победах. Спокойные и переливчатые мотивы колыбельной помогали уснуть детям. Женщины, поглощённые ежедневными обязанностями, тихонько напевали простые мелодии. До, ре, ми, фа, соль, ля, си – села кошка на такси… Многим с детства известна эта шуточная считалка. Даже без музыкального образования мы знаем названия нот. Но далеко не все знают, кто придумал эти знаки и почему их семь.

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил её автор.

У разных народов были свои способы музыкальной нотации (лат. notatio, от лат. nota – знак) – системы фиксации музыки с помощью письменных знаков (графем). О древнейших нотациях доподлинно ничего не известно. Предполагается, что в древнем Вавилоне использовали слоговую запись, в Древнем Египте – пиктографическую. Первые достоверные памятники музыкальной нотации дошли до нас из Древней Греции – по типу они представляют собой образцы буквенной нотации. Сохранилось более 60 памятников древнегреческой нотации, на разных носителях (древнейшие – на папирусе и на камне). Первоначально ноты обозначались буквами греческого или латинского алфавита. Но эта форма передачи звуков была неудобной. Пропеть все буквы трудно, а записать многоголосую партитуру для хора почти невозможно.

Позже, в Средние века, придумали более удобный способ. Для записи церковной монодической музыки – григорианского хорала, сложилась особая система записи звуков – невма (лат. neuma, от древне-греческого νεῦμα; первоначально – знак головой [кивок] или глазами) – основной тип графемы в системе невменной нотации, особых завитушек, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъём или понижение тона песни. Знаки стали писать на определённом расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где – низко.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные чёрточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Однако те, кто ни разу не слышал композицию, прочесть её не могли.

Пример знаменной нотации с киноварными пометами, из книги «Круг церковного древнего знаменного пения в шести частях», ред. А. И. Морозов, 1884.

В Древней Руси для той же цели употребляли собственную систему невменных знаков – «крюков» или «знамён». Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковных песно­пений отсутствие «конспекта» было большой проблемой.

Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому на обучение певцов уходили годы. Невмы и крюки не могли точно отобразить характеристику мелодии, и тогда начались поиски нового способа передачи звукового ряда.

Давший имена

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Революцию в нотации совершил монах-бенедиктинец, музыкант и учитель пения Гвидо из итальянского города Ареццо. Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалёку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелёгким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Его очень расстраивало, что монахи тратят время на заучивание песнопений, а не на молитву. По­этому музыкальный теоретик придумывал различные приёмы, чтобы ускорить процесс обучения.

Гвидо Аретинский сначала заменил громоздкие буквы и завитушки на линии: поначалу было всего две, затем их число возросло до четырёх. Он начал отмечать звуки нотами. Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырёх параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введённый Гвидо, остался без изменений. Таким образом, во время службы каждый знал, в каком диапазоне необходимо исполнять то или иное песнопение. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным.

Две ключевые линейки – F и C – Гвидо определил как звуковысотные ориентиры, выделяя их на письме, соответственно, красным (точнее суриком) и жёлтым (точнее шафраном) цветом. Благодаря этому нововведению высота звука (прежде всего, в григорианской монодии, отчасти также в многоголосии) стала нотироваться более точно, чем в невменных рукописях до Гвидо.

Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянца. Но Гвидо пришла в голову ещё одна гениальная идея – он придумал названия для нот. Монах, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для чего использовал гимн святому Иоанну Крестителю, легендарному покровителю певцов:

Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Ioannes.

Перевод гимна с латинского звучит следующим образом: «Так слуги твои могут ослабшими голосами прославить чудеса твоих деяний, очисти вину с наших грешных уст, о, Святой Иоанн!». Каждая следующая строка этого гимна поётся на тон выше предыдущей. Для того чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года. Более того, вокалисты могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали. Этот момент стал революционным в музыкальном мире.

Гвидо принадлежат четыре труда о музыке, дошедшие до нас, из которых самым ранним считается трактат «Микролог» (Micrologus). Другие труды: «Пролог к антифонарию» (Prologus in antiphonarium; сам легендарный Гвидонов антифонарий, для которого и был составлен этот инструктивный пролог, не сохранился), «Стихотворные правила [о музыке]» (Regulae rhythmicae, первый в истории стихотворный учебник теории музыки) и «Послание Михаилу о незнакомом распеве» (Epistola ad Michaelem de ignoto cantu) – именно здесь изложен революционный метод сольмизации).

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырёх линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Учёные коллеги приписывали Гвидо д’Ареццо многие достижения (порой невероятные, вплоть до изобретения монохорда) и, прежде всего, методику разучивания незнакомых мелодий «по руке», которая с XII века и на протяжении нескольких последующих столетий получила известность как Гвидонова рука (лат. manus Guidonis) – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

Семь нот

Во второй половине XVI века (около 1574 года) фламандец Xуберт Вальрант, который пел и преподавал музыку в Антверпене с 1544 до 1595 год, добавил седьмую ноту октавы «Si». Название он получил, сложив две первые буквы в словах Sancte и Iohannes из последней строки гимна. В англоязычных странах и Венгрии название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать её с буквой C («си»), используемой в латинской нотации, где она обозначает ноту «до».

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их было удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, Ut, заменили на привычное нам Do, более мелодичное. Это традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Джованни Баттиста Дони. Он предлагал реформировать сольмизацию в своём труде на французском языке «Новое введение в музыку» («Nouvelle introduction de musique», 1640 год). Согласно другой точке зрения, слог do использовал уже итальянский писатель Пьетро Аретинский в 1536 году, производивший его из первого слога латинского слова Dominus (Господь). Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

Те пять линеек, на которых располагаются ноты называются нотным станом (или нотоносцем). Линейки считают снизу вверх. Ноты в виде овальных помет записываются в порядке звучания слева направо. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотоносца, либо в междустрочии. Иногда используются добавочные линейки, расширяющие нотный стан вверх или вниз. Дополнительные линейки рисуются только на такую длину, какая требуется для написания нот, на них находящихся. Вертикальная позиция ноты (её высота на нотном стане) зависит от высоты её звучания.

Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву. Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Современная интерпретация названий нот Гвидо Аретинского выглядит так:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, то есть Солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета