История древнейшей профессии

Гетеры, кокотки, содержанки, куртизанки - пока на свете есть мужчины, представительницам этой тяжелой профессии безработица не грозит.

2

Время чтения: 8 мин.

Текст: Саша Глювейн

Фото: Getty/Fotodom

Гетеры, кокотки, содержанки, куртизанки — пока на свете есть мужчины, представительницам этой тяжелой профессии безработица не грозит. По крайней мере, до сих пор исключений из этого правила не было!

По одной из версий, слово «проститутка» образовалось от латинского глагола prostituere, который дословно переводится как «(себя или кого-то еще) выставить наружу, на улицу», что означает «предложить себя для связи». В Греции женщину легкого поведения называли «щеголихой сточных канав», римляне величали ее«волчицей» или «шкуркой».

Невозможно назвать ни одну страну мира, в которой в том или ином виде не существовала бы продажная любовь. Ее формы и «антураж» во много зависели от культурных и экономических особенностей конкретной страны. В древности ритуал «секс в обмен на деньги» был тесно связан с мистикой и религиозными культами. По закону царя Хаммурапи все (!) юные женщины были обязаны однажды отдаться мужчине и отдать полученные от него деньги в храм. Так называемая храмовая проституция существовала не только в Вавилоне, но и в Ассирии, Египте и в Персии. Половой акт со жрицей должен был обеспечить благосклонность богов, плодородие земле и тучность скоту.

Обратите внимание на мешочек с деньгами вверху композиции, изображенной на древнегреческой чаше для вина. Именно он не дает нам засомневаться, действительно ли на ней клиент и жрица продажной любви.

Античность: Греция и Рим

В Афинах женщины подразделялись на несколько классов:

  • Гетеры для удовольствия (общение с ними было еще и гимнастикой ума)
  • Конкубины (наложницы) для ежедневного телесного удовлетворения
  • Жены для воспроизводства законных наследников и ведения хозяйства в доме.

Кроме того существовал еще особый вид проституции, известный примерно с 6 века до нашей эры. В обязанности «девочек с флейтами» входило развлекать гостей на пирах — сначала музыкой, а потом и плотскими утехами. Вскоре понятие «девочка с флейтой» стало синонимом выражения «дешевая проститутка» (цена удовольствия равнялась 2 драхмам — столько получал гребец за один день). Неудивительно, что поэт Анакреон называл таких проституток «цистернами» (для сбора спермы).

Однако такое презрительное отношение на гетер, клиентами которых были богатые и знатные мужчины, не распространялось. Самыми известными из них были Аспасия — подруга, а затем жена Перикла, властителя Афин (чтобы послушать ее рассуждения, к ней в гости часто наведывался Сократ) и Таис, возлюбленная Александра Македонского — обе были очень красивыми, образованными и умными женщинами. Общение с гетерой было роскошью, которую мог себе позволить далеко не каждый. Этой привилегией обладали политики, философы и аристократы. Гетера была вольна выбирать себе мужчину — например, в Афинах жаждущий встречи мог оставить ей сообщение на специальной доске — Керамике, установленной в центре города, если она была согласна, то отвечала на послание, подписывая время и место встречи. Купить «любовь» можно было в частных борделях, гостиницах, пивнушках и в… булочных, где проститутки торговали лепешками в форме мужских и женских гениталий. Также имелись путаны, бродившие по ночам около могил, проститутки — толстушки, девушки, ведущие промысел в гостиницах, «гастарбайтерши», приезжавшие время от времени из деревень в город, чтобы заработать и.т.д.

Рабочая «униформа» выглядела довольно вызывающе: женщины выставляли напоказ грудь и отдавали предпочтение коротким нарядам (часто со шнуровкой), сшитым из пестрых восточных тканей. Обычные горожанки носили закрытую обувь — путанам дозволялось носить открытые сандалии, подчеркивающие красоту ног. Завершали облик густо подведенные глаза, выбеленное лицо, удушливое парфюмерное облако, высветленные волосы или блондинистый парик (в ту пору блондинки считались более эротичными) и проэпилированная зона бикини — чтобы взять с клиентов подороже. Римляне брезгливо относились ко всему, что связано с нечистоплотностью, и ратовали за гигиену, потому если проститутка переставала ухаживать за собой, она мгновенно теряла клиентов. Впрочем, продажных женщин все равно считали грязными — когда нужен был анальный или оральный секс, обращались к ним. Из-за последнего, кстати, путанам часто приписывали запах изо рта.

Посещение жриц любви молодыми людьми приветствовалось — это считалось даже полезным для здоровья. Но на мужчин в возрасте, которые так и не расстались с этой сексуальной привычкой, смотрели искоса. Куннилингус горячо осуждался обществом, мужчин, которым нравилось доставлять женщине удовольствие языком, считали импотентами. Потому любителям орального секса также приходилось обращаться к проституткам. Приток свежей рабочей силы обеспечивали рынки рабов. Клиентами очень часто были легионеры, которые по закону не имели права жениться. С 40 года от рождества Христова проституток облагали налогом — unus concuubitus (стоимость одного полового акта в день) нужно было отдать государству.

Средние века

В Средневековье отношение людей к проституции было двойственным: с одной стороны, секс считался грехом, супруги должны были заниматься им исключительно для того, чтобы обзавестись наследниками. С другой стороны — на законодательном уровне ее никто не запрещал. Более того, в 12-13 веках во многих европейских странах один за другим стали появляться бордели, организованные государством (!). Функционировали они при одном-единственном условии — по воскресеньям и церковным праздникам заведения должны были быть закрыты. В крестовых походах солдат сопровождал обоз с маркитантками, официально снабжающими их разными полезными мелочами и неофициально — сексом.

Сегодня можно совершенно свободно купить препараты для повышения потенции без рецепта. Однако не все они способны принести ожидаемый эффект, а некоторые могут представлять реальную опасность для здоровья…

Средневековые жрицы любви, начиная с 13 века, были обязаны носить специальный знак или предмет одежды, чтобы никто не спутал их с порядочными женщинами. В Страсбурге — пальто особого покроя, в Вене — желтый шарф, шириной в ладонь, в Гамбурге, Цюрихе и Берне — красные чепцы и желтые полоски на туфлях, в Тулузе — белые банты, в Лейпциге -желтые накидки с синей каймой, в Дижоне и Авиньоне — белые повязки на рукаве, в Болонье — капор с погремушками.

В 15 веке отношение к продажной любви буквально за пару десятилетий стало гораздо жестче, поспособствовали этому реформация, инквизиция и… распространение сифилиса. Женщин, продававших свое тело, называли «воротами дьявола».

Бордели работали по собственным правилам — под запретом был секс с недорослями — юношами до 16, и с мужчинами — земляками. Анальный и оральный секс были запрещены. А заниматься любовью можно было в одной-единственной позе — миссионерской (той самой, что не осуждалась церковью). Ряды проституток часто пополнялись благодаря торговцам людьми, так в Германии молодых женщин отправляли в бордель за долги… мужа или родителей.

Ренессанс

Дам полусвета поклонники осыпали драгоценностями и боготворили. Если пределом мечтаний обычной женщины было замужество, влекущее за собой полное и безоговорочное подчинение супругу, то куртизанки сохраняли свою независимость и имели стабильное финансовое положение. Так называемые «Честные куртизанки» имели широкий спектр интересов — от театральных подмосток до живописи — и стремились расширять отнюдь не только свой сексуальный опыт. Дружелюбные, остроумные, интересные, всегда хорошо одетые, ухоженные, готовые вести беседу на любые темы, они выгодно отличались от прочих женщин.

Бьюти-программа куртизанок была весьма насыщенной — они снимали налет с зубов салфеткой, перед тем, как встать с постели, затем тщательно полоскали рот чистой водой, омывали тело травяными отварами несколько раз в день, затем прислуга обтирала их льняными полотенцами, служанки же делали им маникюр и педикюр. При необходимости куртизанки румянились, чтобы освежить цвет лица после бессонной ночи, часами сидели на террасах, нанеся на волосы специальный состав для осветления, выпуская их наружу из широкополых соломенных шляп без донышка — блондинки и тогда были в фаворе. Куртизанки носили наряды из дорогих, богатых тканей, украшенные драгоценными камнями, расшитые жемчугом и золотом. Довершали образ колье и браслеты, диадемы и цепочки, и, конечно, духи и благовония. Указ о том, что жрицы любви не имеют права носить одежду из дорогих тканей с вышивкой и украшения, остался на бумаге. Правда, куртизанки начали носить длинные накидки, чтобы скрыть под ними роскошные платья.

В конце 15 — начале 16 века венецианских проституток, проживавших в специальных кварталах, обязали сидеть напротив окон, свесив наружу ножки и обнажив грудь, чтобы не допустить развития эпидемии гомосексуализма.

Индустриализация

В 18-19 веках, во времена индустриальной революции, когда поток людей хлынул в города, в которых было сосредоточено производство, проституция очень быстро приобрела массовый характер и стала невероятно популярной — так в Лондоне в 1839 году на 800 000 населения приходилось 80 000 жриц свободной любви! Однако нищие проститутки, способствующие криминализации общества и распространению венерических заболеваний, положили конец терпению властей. Во всей Европе были приняты законы, направленные против проституток. Те, кто остался верен своей профессии, должны были регулярно (2 раза в неделю) проходить медосмотр. У женщин легкого поведения началась очень тяжелая жизнь. В Вене, начиная с 1885 года, проституция была объявлена вне закона, за нарушение полагался штраф до 200 крон или арест сроком до 8 дней, при рецидиве дело могло дойти и до суда. Полицейские следили за тем, чтобы путаны искали клиентов в специально отведенных для этого местах, не высовывались из окон и дверей, дабы не оскорблять своим видом достопочтеннейшую публику.

Работницы борделей часто носили туники с глубокими вырезами, прозрачные ночные рубашки, трико и корсажи, и, конечно, чулки. Подведенные брови и ресницы, щедро напудренные щеки и напомаженные губы также были в порядке вещей.

История «ночных бабочек» в 20 веке — это тема для отдельной статьи, хочется заметить только одно — ситуация практически не изменилась. Сколько бы власти не боролись с продажей услуг сексуального характера — воз и ныне там. Продвинутые голландцы в 2000 году решили сделать их абсолютно легальными, руководствуясь примерно таким соображением — то, что нельзя уничтожить, необходимо, по крайней мере, взять под контроль. Официально зарегистрированные жрицы любви имеют все гражданские права работающих — например, получают социальные пособия. Доходы от секс-индустрии в этой стране составляют около 5% национального дохода. Проституция легализована в Турции, в Германии (с 2002 года) — для граждан Евросоюза. Более лояльными по отношению к путанам стали законы в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии и Австралии.

«Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861. Фрина позировала Праксителю, ваявшему статую Афродиты. Из-за специфической профессии натурщицы скульптора вызвали в суд, чтобы выяснить, не оскорбил ли он богиню. Пракситель сдернул с Фрины покрывало и ареопаг, узрев ее красоту, снял все обвинения. Этот кульминационный момент и запечатлен на полотне.

«Убранство» комнат в помпейском борделе было весьма лаконичным — в каждой комнатушке была встроенная каменная койка, на которую бросали кусок грубой ткани (на ней занимались сексом, не разуваясь), масляная лампа, освещавшая помещение без окон, да деревянная дверь или занавес, отделявший комнату от коридора.

Зато стены коридора были расписаны эротическими сценами сверху донизу — предположительно сделано это было для того, чтобы не только «подогреть» пыл ожидающих своей очереди клиентов, но и дать им возможность рассмотреть этот своеобразный настенный каталог, модели, позировавшие для него обитали тут же, за стеной.

Надпись на публичном доме — Hic habitat felicitas («Здесь обитает наслаждение»).

Рука старца тянется к груди юной девушки, а ее руки — к его кошельку (гравюра, приблизительно 1500 — 1520 год)

Гравюрный оттиск первой картины Уильяма Хогарта из серии «Карьера проститутки» (1732). Здесь героиня полотен только что прибыла в Лондон, старуха-оценщица окидывает ее цепким взглядом.

Одна из самых известных парижских кокоток 19 века — мемуаристка Кора Перл. Она отличалась артистизмом, прекрасными манерами, одевалась у Уорта — создателя высокой моды и, чтобы подчеркнуть белизну своей кожи, красила зубы…в желтый цвет. Её покровителями были Виктор Массена, герцог де Риволи; принц Вильгельм Оранский, сын короля Нидерландов; сын Иоахима Мюрата, принц Ашиль; герцог де Морни, сводный брат Наполеона III; принц Наполеон, двоюродный брат Наполеона III. Кора приобрела замок под Орлеаном, несколько особняков в Париже, владела богатейшим собранием драгоценностей.

В 19 веке путаны были обязаны дважды в неделю проходить медосмотр — в Европе свирепствовал сифилис.

Так в 19 веке одевались жрицы свободной любви в Австрии.

Жетон для посещения борделя времен Наполеона Третьего (1856), с одной стороны — крылатый лев, с другой — женские гениталии.

1890 год — приличные женщины не могли себе позволить надеть платье такой длины.

«Мсье Анри» обожали как сами девушки, так и владелицы борделей. В период с 1892 по 1895 год Тулуз Лотрек пишет множество сцен из жизни публичных домов, проживая сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем на улице Мулен. Говорят, что он был настолько мил, обаятелен и искренен, что по воскресеньям проститутки стали бросать кости, разыгрывая право побеседовать с ним.

Источник

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета