Интересные факты о фильме «Унесённые ветром»

ИНТЕРЕСНОЕ
«Унесённые ветром» (англ. Gone With The Wind) — один из первых цветных кинофильмов, снятый усилиями продюсера Д. Селзника по одноимённому

 2013

«Унесённые ветром» (англ. Gone With The Wind) — один из первых цветных кинофильмов, снятый усилиями продюсера Д. Селзника по одноимённому роману Маргарет Митчелл.

Премьера фильма состоялась 15 декабря 1939 года в городе Атланта, где и разворачивается его основное действие. Фильм получил 10 премий «Оскар» — рекорд, не побитый в течение двух десятилетий. На «Унесённых ветром» было продано больше билетов, чем на любой другой голливудский фильм; с поправкой на инфляцию это самая кассовая лента в истории кинематографа, до сих пор приносящая доходы в повторном прокате.

Фильм получил премию «Оскар» в 1939 году в восьми номинациях: Лучший фильм, Лучшая женская роль (Вивьен Ли), Лучшая женская роль второго плана (Хэтти Макдэниэл), Лучший режиссер (Виктор Флеминг), Лучший адаптированный сценарий, Лучшая работа оператора (цветные фильмы), Лучшая работа художника, Лучший монтаж. Также выдвигался на «Оскар» еще в пяти номинациях. Художник Уильям Кэмерон Мензиес получил Почётную медаль «Оскар» за использование цвета.

Американский критик Леонард Молтин точно определил суть этой знаменитой киноленты: «Если это — не один из величайших, когда-либо снятых фильмов, то, несомненно, один из величайших примеров киноповествования, удерживающего интерес на протяжении почти четырёх часов». К пятидесятилетнему юбилею картину в 1989 году не только включили в Национальный регистр, но и выпустили в очередной раз в прокат уже в отреставрированном виде, на широком формате и со стереозвуком, и она вновь привлекла внимание не в одной лишь Америке, а и во всём мире.

И то, что старая лента о далёкой Гражданской войне где-то за океаном почти в середине XIX века  пользовалась в канун распада СССР успехом на видео и в кинотеатрах, говорит само за себя. Хотя вместо более точного по смыслу перевода «Развеяно ветром» у нас отнюдь не случайно прижилось название «Унесённые ветром». Оно сентиментальнее и романтичнее.

В основу одной из самых знаменитых мелодрам в истории мирового кино положен роман ‘Унесённые ветром’ Маргарет Митчелл, опубликованный в 1936 году. Главные герои романа — мечтатель Эшли Уилкс, его преданная жена Мелани, своенравная дочь плантатора Скарлетт О’Хара и изгнанный из хороших домов ‘авантюрист’ Ретт Батлер. Право экранизации романа было приобретено продюсером Дэвидом Селзником ещё до выхода романа из печати за солидную для того времени сумму — пятьдесят тысяч долларов. Риск не замедлил себя оправдать — книга стала бестселлером.

Селзник поклялся сохранить при экранизации глубину и аромат оригинала. В разработке сценария участвовало тринадцать человек, в числе которых был известный писатель Скотт Фитцджеральд. Художник Уильям К. Мензис сделал эскизы ко всем основным эпизодам предопределив выбор планов, характер цвета и освещения и даже ракурсы. Постановка готовилась в течение почти трёх лет.

Роль Эшли в ‘Унесённых ветром’ исполнял тонкий и умный английский актёр Лесли Хоуард. В съёмочной группе его очень любили. Это был опытный актёр. Сын польского эмигранта, банковский клерк Лесли Штайнер вначале выступал на сцене, а в 37 лет дебютировал в кино под именем Хоуарда. Когда началась война, Хоуард вернулся в Англию. Он выпускал агитационные фильмы, писал статьи, вёл радиопередачи. В 1943 году самолёт, в котором находился Лесли, был сбит над Бискайским заливом немецким истребителем. Так оборвалась короткая жизнь этого замечательного актёра…

Роль самоотверженной жены Эшли сыграла Оливия де Хэвилленд. Сценаристы отвели Мелани второстепенную роль — символа доброты и порядочности. Актриса решила свою задачу добросовестно и уверенно.

В середине августа 1938 года Дэвид Селзник объявил, что Кларк Гейбл утверждён на роль Ретта Батлера. За Кларка проголосовало девяносто пять процентов американцев, участвовавших в опросе. Роль Батлера — человека сложного, умного, прозорливого — поначалу испугала артиста: ‘Я понимал, что каждый читатель имеет собственное представление о том, как следует играть Ретта, и не представлял, каким образом можно удовлетворить каждого из них’.

Ретт Батлер — южанин, человек, наделённый глубоким, трезвым умом. Во имя наживы он заглушает все благородные стороны своей натуры, но, добившись богатства, ощущает бесплодность своей удачи. Чрезвычайно сложно его отношение к Скарлетт: он любит её и ненавидит, надеется пробудить в ней любовь и человечность и, разуверившись в этом, покидает её. «Нет, Скарлетт, я вас не люблю. Но вы мне нравитесь безумно — мне нравится эластичность вашей совести и ваших моральных правил (!), нравится ваш эгоизм который вы весьма редко даёте себе труд скрывать, нравится ваша крепкая жизненная хватка, унаследованная, боюсь, от какого-то не очень далекого ирландского предка».

Поиски Скарлетт проводились в общенациональном масштабе. Селзник распространил слух, будто на роль выберут неизвестную актрису, хотя мало кто сомневался, что играть Скарлетт будет знаменитость. Рекламный отдел киностудии свидетельствует, что за время ‘поисков Скарлетт’ рассматривались кандидатуры 1400 молодых женщин. При этом не была забыта и английская актриса Вивьен Ли.

У Вивьен Ли цвет глаз менялся в зависимости от цвета платья: от синего к зеленому. Это была ее природная особенность. Генетический секрет прелести Вивьен Ли заключен в смешении английской и ирландской кровей с добавкой восточной. Эстетически темную нотку в ее внешности объясняют армянскими корнями матери, Гертруды Якджи. Фамилия, однако, звучит на турецкий лад.

Скарлетт. Лоренс Оливье попросил своего агента Мирона Селзника, брата Дэвида, организовать ей пробу на роль Скарлетт О’Хара. Правда, друзья Оливье уверяли, что у англичанки мало шансов, так как этого не потерпит Юг. Кроме того, денег было вложено слишком много, а времени до начала съёмок оставалось слишком мало, чтобы сделать ставку на сравнительно неизвестную актрису.

Когда Ли приехала в Голливуд, на роль Скарлетт претендовали Полетт Годар, Джоан Беннет и Джин Артур. Съёмки ‘Унесённых ветром’ начинались через несколько дней. Решающие пробы на Скарлетт должны были идти в течение четырёх дней — по целому дню на каждую кандидатуру. Вивьен пробовалась последней. ‘Женщина, которую я выберу, должна быть одержима дьяволом и насыщена электричеством’, — заявил Кьюкор. Контракт с Вивьен Ли был подписан 13 января 1939 года в присутствии кинорепортёров и прессы.

Вивьен не расставалась на съёмках с томиком Митчелл. Она не могла согласиться с решением режиссёра сделать фильм мелодрамой и противилась его желанию превратить Скарлетт в одноплановую, отрицательную героиню. Это было нелегко — Селзник упрощал и диалоги, и сюжет, и характеристики героев. Он, например, исключил ключевую реплику Скарлетт, которая после гибели второго мужа, напившись, говорит Ретту, как счастлива, что её мать умерла и не видит её сейчас: ‘Она воспитывала меня доброй, заботливой, настоящей леди, какой была сама, а я её разочаровала бы’. Каждый раз продюсер вычёркивал эту реплику, но после разговора с актрисой она появлялась вновь и всё-таки осталась в фильме.

Вивьен Ли работала по шестнадцать часов в день ‘Я жила Скарлетт почти шесть месяцев, с раннего утра до позднего вечера. Я хотела, чтобы каждое движение, каждый мой жест принадлежали Скарлетт, и я должна была чувствовать, что даже те поступки Скарлетт, которые достойны презрения, совершены мною. Она была мужественна и целеустремлённа, вот почему женщины, должно быть, восхищаются ею, хотя мы не можем закрывать глаза на множество её недостатков’. Очень трудной для актрисы была сцена обстрела Атланты, где она отказалась от дублёрши и снималась под артиллерийским огнём, хотя холостые снаряды взрывались в нескольких футах от неё. Чтобы изобразить красную пыль Джорджии, было истёрто в порошок двадцать тонн кирпича. На лице Вивьен Ли появились морщины. Оператору пришлось изменить освещение и диафрагму, чтобы спрятать следы измождения и усталости.

Многие удивлялись, как Гейбл и Вивьен Ли не влюбились друг в друга. Ведь они целых пять месяцев изображали страсть своих героев! Ответ, видимо, прост: в то время Кларк боготворил актрису Кэрол Ломбард, а Вивьен — Лоренса Оливье.

Четырёхчасовой фильм был закончен за пять месяцев и пять дней; он стоил четыре миллиона долларов — дороже, чем какой-либо другой фильм до этого времени. 27 июня 1939 года Флеминг снял последний эпизод. К чести Селзника, он не поддался нажиму Майера (закончить фильм примирением Скарлетт и Ретта). Героиня остаётся одна, но закадровые голоса её отца и Эшли (оба повторяют, что только земля имеет уделом вечность и что в Таре смысл её жизни), сливаясь в её внутреннем монологе, сообщают финалу жизнеутверждающую ноту.

15 декабря 1939 года состоялась торжественная премьера ‘Унесённых ветром’ в Атланте. Губернатор Джорджии объявил выходной для всего штата, а мэр Атланты устроил трёхдневный фестиваль. В аэропорту создателей фильма встретили овациями. Но автор романа на бал так и не явилась. А на следующий вечер, перед началом премьеры Кларк Гейбл больно отдавил ногу путающейся под ногами маленькой женщине в нелепом наряде, которая пыталась подняться на сцену. Оказалось, что это и есть Маргарет Митчелл. В трогательном розовом платье из тюля до пола, серебряных туфельках и с крошечными розовыми бантами в волосах она выглядела воплощением стародевической невинности. Когда звезды наконец поняли, кто это странное розовое создание, они расступились, и под всеобщие аплодисменты миссис Митчелл проследовала на свое место на сцене. Митчелл заявила, что созданный им образ Ретта превосходен, именно таким она его себе и представляла.

За восторженной премьерой в Атланте последовала нью-йоркская. Вивьен Ли оставалась центром всех этих блистательных мероприятий. ‘Скарлетт Вивьен Ли так прекрасна, что едва ли требует от актрисы таланта, и так талантлива, что не требует от исполнительницы подобной красоты; ещё ни одна актриса не соответствовала роли в такой степени’, — писала влиятельная ‘Нью-Йорк таймс’.

Скарлетт — это характер, черты которого свойственны каждому из нас. Именно поэтому Скарлетт так «задевает», так близка, так понятна на инстинктивном уровне, но при этом мы ее можем не одобрять и даже ужасаться ее поступкам. Просто в тех жестоких условиях, в которых она оказалась, обострились все негативные черты ее неоднозначной и сложной натуры. А все хорошее, чистое, искреннее, она намеренно загоняла вглубь себя.  «Не оглядывайся…» — помните, она упорно говорила себе.

Ну и самое главное- конец произведения…. лучше написать не возможно было… в один миг, в одну страницу разгадываются все загадки. На доли секунд все становится на свои места, все становится ясно…. И в один миг обрывается нить. Это кажется невозможным. Она в первый раз увидела настоящий смысл жизни. Последний удар судьбы…последний… с которым сможет справится только одна женщина во всем мире — Скарлетт..

Говорят, что М. Митчел первым делом написала конец этой истории и сколько б ее не упрашивали беснующиеся читатели, была непреклонна и не захотела его менять. «По другому эта история не может закончится» — говорила она, и была права. Что будет дальше — решать каждому для самого себя. И всяческие продолжения этого романа бессмысленны. Не зря до конца своей жизни Маргарет так рьяно сражалась за свои авторские права на запрет по написанию всяческих продолжений.

В ролях
    * Вивьен Ли — Скарлетт О’Хара
    * Кларк Гейбл — Ретт Батлер
    * Лесли Говард — Эшли Уилкс
    * Оливия де Хэвилленд — Мэлани Гамильтон
    * Томас Митчелл — Джеральд О’Хара
    * Барбара О’Нил — Эллин О’Хара
    * Эвелин Кейс — Сьюлин О’Хара
    * Энн Рутерфорд — Кэррин О’Хара
    * Джордж Ривз — Стюарт Тарлтон
    * Хэтти Макдэниэл — Мамушка
    * Джейн Дарвелл — Миссис Долли Мэрриуэзер
    * Алисия Ретт — Индия Уилкс
    * Камми Кинг — Бонни Блу Батлер в 4 года
    * Мэри Андерсон — Мэйблл Мэрриуэзер
    * Баттерфлай МакКуин — Присси
    * Уна Мунсон — Белль Уотлинг
    * Филлис Дуглас — Бонни Блу Батлер в 2 года (в титрах не указана)
    * Маргарет Манн — сиделка в госпитале (в титрах не указана)

Интересные факты
* «Унесённые ветром» до сих пор считается самым кассовым в истории американского кино. К 1943 году он имел свыше $32 млн сборов (при бюджете чуть более $4 млн, учитывая расходы на рекламу), а в последующие выпуски в прокат увеличил эту сумму до $76,7 млн. Если исходить не из абсолютных цифр кассовых сборов и принимать в расчёт инфляцию курса доллара, а также изменение цен на билеты, сейчас фильм «Унесённые ветром» имеет около $863,3 млн и почти на $100 млн опережает картину «Звёздные войны», которая в 1997 году с невероятным успехом была выпущена в прокат дважды, но так и не достигла показателей самого популярного произведения американского кино. В 1976 году, когда по американскому телевидению впервые показали «Унесённые ветром», аудитория, по подсчётам социологов, составила около 130 млн зрителей (около 59 % всего населения страны).

* Первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты. Сцену снимали в естественных условиях — руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съёмок других фильмов: «Кинг-Конг», «Последний из могикан», «Маленький лорд Фаунтлерой». На тот момент исполнительница роли Скарлетт ещё не была утверждена и её играла дублёрша, имя которой осталось неизвестным.

* Несмотря на то, что цвет в кинематографе утвердился гораздо позже (приблизительно в 1960-е годы), «Унесённые ветром» является полностью цветным фильмом. Он был снят при помощи системы Technicolor, которая предусматривала съёмку на три чёрно-белых синхронных негатива через красный, зелёный и синий светофильтры, и гидротипный способ цветной фотографии, (напоминающим современную офсетную печать) что позволяло получить полностью насыщенную цветовую гамму. Этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество плёнки, но и нуждался в специально переделанной кинокамере и увеличенных затрат на освещение съёмочной площадки.

* Вивьен Ли утвердили на роль совершенно случайно, после многочисленных проб других известных голливудских актрис. Невероятно и то, что «американскую девушку» в конце концов сыграла англичанка. На её место также пробовались актрисы, сыгравшие в итоге роли Индии Уилкс (Алисия Ретт) и Кэтлин (Марселла Мартин).

* На сегодняшний день, живы трое актёров, сыгравшие в «Унесённые ветром» роли не эпизодического плана: Оливия де Хэвилленд (Мелани Уилкс), Алисия Ретт (Индия Уилкс) и Энн Рутерфорд (Кэррин О’Хара). В 2008 году ушли из жизни сразу два актёра из этого фильма — Эвелин Кейс (Сьюллен О’Хара) и Фрэд Крэйн (Брэнт). В 2010 году не стало двух самых юных актрис — Филлис Дуглас и Камми Кинг, сыгравших в фильме Бонни Блу Батлер в возрасте 2 и 4 лет соответственно.

Крылатые фразы 

* «Если честно, моя дорогая, мне наплевать» (англ. «Frankly, my dear, I don’t give a damn») — Ретт Батлер.
* «Я подумаю об этом завтра» (англ. «I’ll think about it tomorrow») — Скарлетт О’Хара.
* «Лучше получить пулю в лоб, чем дуру в жены» — Ретт Батлер.
Интересные факты о фильме «Унесённые ветром»

Gone With The Wind»

Источник

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета