Голландский художник приручил облака и радугу

ИНТЕРЕСНОЕ
Голландский художник Бернднаут Смилде (Berndnaut Smilde) прославился фотографиями с настоящими рукотворными облаками и ночными радугами.

Nimbus Green Room в «Зелёной комнате» Военного мемориала и центра исполнительских искусств Сан-Франциско. Berndnaut Smilde, 2013, Ronchini Gallery

В этом классическом интерьере (американской версии Зеркального зала Версаля) облако, созданное художником, выглядит одновременно странно и торжественно.

Голландский художник Бернднаут Смилде (Berndnaut Smilde) прославился фотографиями с настоящими рукотворными облаками и ночными радугами. Облака он размещает в красивых интерьерах типа музеев, церквей, заводов и на пленере. Радуги разбрасывает над морями и океанами, раскрашивая свет маяков, и над жилыми домами.

Berndnaut Smilde, 2010, Ronchini Gallery. Фото: Jessica Helbach

Процесс создания облаков

Только представьте себе, что в результате многих часов кропотливого труда у Вас в помещении накапливается идеальное количество распыленной влаги и полупрозрачный туман формируется в белое облако. Вы фотографируете его, а спустя несколько мгновений оно исчезает. Именно этим занимается блестящий художник, который хорошо известен своими великолепными облачными образованиями внутри помещений.

«Я не могу контролировать облака – только творить их»

Облаков Бернднаута Смилде в действительности почти никто не видел. Они, как и положено облакам, живут недолго. Художник едва успевает сфотографировать их – и через несколько минут на полу остаётся только лужица. Вернее, лужица появляется задолго до облака. Прежде чем ручная тучка станет достаточно большой и фотогеничной, Смилде создаёт в предварительно охлаждённом помещении очень высокую влажность. После чего, долго ходит с распылителем, пока помощники расставляют свет и фотоаппараты.

Для создания облака в помещении художнику приходится поддерживать определённый уровень влажности и температуры воздуха, чтобы было достаточно тепло для конденсации распыленных частиц, но достаточно прохладно, чтобы удерживать водяной пар. Облако появляется за считанные секунды, когда сценическая дымовая пушка выпускает во влажный воздух короткий залп. Получается не с первого раза, много воды в буквальном смысле утекает. Паула ван ден Босх, куратор музея Боннефантен, которой довелось наблюдать за процессом, отзывалась о нём как о довольно скучной работе. И всё это ради мгновенных фото. Однако именно они сделали Смилде известным и популярным во всём мире, так что игра стоит свеч.

Бернднаут Смилде родился в 1978 году в Нидерландах, в настоящее время живёт и творит в Амстердаме. Жанр: инсталляция. Объект: рукотворные аналоги природных феноменов. Проект: Nimbus. Оборудование: кондиционер, пульверизатор, дымовая пушка, свет. Длительность: около 2 секунд. Время подготовки: около 2 дней. Локации: дворцы, вокзалы, заброшенные заводы, церкви и другое. Как художник, он интересуется непостоянством состояний бытия и эта тема всплывает в большинстве его работ.

Berndnaut Smilde, 2012, Ronchini Gallery. Фото: Onur Dag

Звёзды в облаках

Облака Смилде в помещении выглядят белыми и пушистыми как в чистом небе, но продержаться они могут всего несколько секунд. Мало кто имел удовольствие видеть, как художник их создаёт, но многие люди могут любоваться его потрясающими фотографиями.

Говоря о Смилде, критики всегда вспоминают о национальной художественной традиции: живописные кучевые облака во влажных низинах Голландии собираются постоянно, и художники золотого века, от ван Рёйсдала до Вермеера, выписывали их чрезвычайно реалистично.

 

Berndnaut Smilde, 2012, Ronchini Gallery

Первое своё большое облако (Nimbus II) Смилде создал в старинной церкви городка Хорн в Северной Голландии. Выбор интерьера сам объяснял так: «С одной стороны, я хотел создать что-то зловещее. Хотите – интерпретируйте облако как дурное предзнаменование. А можете считать его элементом голландского пейзажа, физическим воплощением образа с классической картины из музея».

Всемирная слава художника

Со второго «Нимбуса» началась всемирная слава художника: лимитированная коллекция плакатов с фотографией облака быстро разошлась по галереям и частным коллекциям, снимки разлетелись по Интернету. Журнал Time включил рукотворную тучку в список десяти лучших изобретений 2012 года. После этого Смилде получил статус мастера по облакам, и журнал Harper’s Bazaar пригласил его для масштабной съёмки со звёздами модной индустрии – от Карла Лагерфельда до Донателлы Версаче.

Фотографии облаков для Harper’s Bazaar:

Berndnaut Smilde, облако и Карл Лагерфельд, 2013, Harper’s Bazaar и Ronchini Gallery. Фото: Саймон Проктер

Berndnaut Smilde, облако и Альбер Эльбаз, 2013, Harper’s Bazaar и Ronchini Gallery. Фото: Саймон Проктер

Berndnaut Smilde, облако и Донателла Версаче, 2013, Harper’s Bazaar и Ronchini Gallery. Фото: Саймон Проктер

Nimbus на латыни означает «облако» или «туман». Так называются все облачные проекты Смилде. Облако, показанное публике, имеет порядковый номер II, потому что своё первое облако он сформировал в виде установки с названием «Нимб», созданной внутри макета площадью всего 6 м² в ярко-голубой комнате, которая напоминала летние небеса. Идея использования облаков в качестве художественного средства, в частности, возникла из интереса автора к тому, как они могут временно изменять пространство.

Как художник это делает – видео:

How to make clouds indoors: The art of Berndnaut Smilde»

Berndnaut Smilde, 2013, Ronchini Gallery. Фото: Cassander Eeftinck Schattenkerk

Berndnaut Smilde, 2013, Ronchini Gallery

Художник обрёл популярность и получил признание во всём мире за свои невероятные облака в помещениях. Но он также создал множество инсталляций, скульптур и фотографий, которые не имеют ничего общего с облачными образованиями. Различные художественные работы Смилде выставлялись во многих европейских странах.

Радуга от Berndnaut Smilde, 2014, Ronchini Gallery

Ночная радуга

Смилде настолько понравилось создавать облака, что в 2015 году он решился ещё и приручить радугу. Играя в своей студии с маленькой призмой, художник загорелся идеей создать большую – такую, чтобы делать с её помощью цветные полосы света размером с многоэтажный дом. Параметры гигантской призмы ему помог изготовить Стив Томжик, исследователь солнечного магнетизма из Национального центра атмосферных исследований США в Колорадо. Огромный блок из прозрачного пластика отлили на местном заводе. Первый раз линзу испытали там же, в Колорадо, раскрасив во все цвета радуги стену высокого сарая.

Рукотворные радуги, в отличие от обычных – ночные. Это результат преломления не солнечного, а искусственного света. Но это только прибавляет им обаяния. Для большой ночной радуги нужны мощные источники света, и Смилде нашёл их в башнях маяков. Но маяки светят не просто так. Их свет нужен кораблям, поэтому размещение линзы в их башнях всякий раз приходилось согласовывать с властями. Сначала Смилде договорился с Директоратом по общественным работам и управлению водными ресурсами и поднял свою линзу на башню маяка в голландском Схевенингене – и огромная радуга легла на знаменитый песчаный пляж Северного моря.

Следующим стал маяк на мысе Лиувин на западе Австралии (потребовалось разрешение Австралийского управления морской безопасности). Каждый раз, создавая радугу, художнику приходится договариваться с властями, чтобы они разрешили существовать такому виду искусства. А оно, в свою очередь, не навредило бы кораблям.

«Всегда приходится начинать с малого. Идея появилась, когда я вертел в пальцах маленькую стеклянную призму. В конце концов, я сделал большую призму и добился разрешения использовать свет маяка на другом конце земли – здесь, в Австралии. И вот у нас есть огромная ночная радуга над морем».

Бернднаут Смилде монтирует треугольную прозрачную линзу, разлагающую белый свет, перед линзой маяка на мысе Лиувин в Австралии.

Когда нет маяков, Смилде направляет на свою призму свет мощных прожекторов. Со своими радугами и облаками он гастролирует по миру. И мало заботится о том, что его творения недолговечны. Искусственные радуги Смилде – это что-то вроде клубники в январе. Они появляются по требованию, они полностью подчиняются человеку. Надо только найти источник света и дождаться заката.

Огромная радуга накрыла мыс, как только зашло солнце.

Фотографии – это всё, что остаётся от проектов

«Такой вот я художник: мои материалы – вода и свет, интерьеры и пейзажи, туманы и дым. Снимать мои облака мне помогают профессиональные фотографы», – говорит Смилде.

Фотографии – это, в общем, всё, что остаётся от его проектов. Они расходятся по миру и делают Смилде знаменитостью – и это его устраивает. То, что облака разносятся сквозняками, художника не очень волнует. «Я создаю только документальные свидетельства того, что однажды произошло в очень неподходящем месте. Это было и выглядело так, как я хотел, поэтому я доволен», – говорит он.

В его словах есть некоторое лукавство. Облака, конечно, появляются ненадолго там, где хотел Смилде, но подчиняются собственным законам. Художник не управляет ни их точной формой, ни движением. Зато помещение он скорректировать может – и иногда это делает. Например, клеит на окна цветную плёнку, чтобы нужным ему способом подсветить комнатную тучу. Это немного похоже на театр. «Я, как режиссёр, выстраиваю мизансцену и использую реквизит, чтобы показать зрителям то, что задумал».

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

Сливки с инета